Велосипед для триатлона как выбрать
Велосипед для триатлона как выбрать
Итак, вы твердо решили заняться триатлоном, и выбираете себе первого железного коня. Или же вы гоняетесь достаточно давно и задумываетесь – а нужен ли мне более серьезный велосипед, и что он может дать мне? Или же выбираете между новыми колесами и измерителем мощности?
Надеюсь, в тексте ниже вы найденте ответы на все интересующие вас вопросы
План нащей “лекции” сегодня таков:
1. Мой первый велосипед – что брать – шоссейник или разделку?
2. Как много мне может дать разделочный велосипед и нужен ли он?
3. Во что лучше инвестировать – новая рама, хорошие гоночные колеса или измеритель мощности?
4. Какие колеса лучше брать и добавит ли мне что то к результату диск?
5. Какой велосипед самый лучший и по каким критериям мне сделать выбор?
1.Мой первый велосипед – что брать – шоссейник или разделку
Пожалуй ТОП по популярности вопрос от новичков. Итак, вы наверное ожидаете, что я отвечу «шоссейник», но я отвечу не так) Чаще всего я советую брать разделку, однако, возможны варианты.
Я в сказала об этом так – Вам надо брать шоссейник, если: вы ограничены в бюджете, вы планируете часто кататься в горах, вы планируете регулярно принимать участие в олимпийках и спринт триатлонах разрешенным драфтингом( а это большинство подобных стартов) или велогонках. У вас проблемы со спиной. А так же, если вы имеете возможность в дальнейшем иметь два велосипеда
Поясняю. Бюджетный шоссейник выйдет порядком дешевле бюджетной разделки. Шоссейник имеет лучшую управляемость и на нем удобнее и рациональнее ездить с хватом за верх руля, нежели на разделке. Его руль так же более удобен при езде со спуска и в подьем. Т.е если вы планируете регулярные выезды в горы в начале сезоне, то туда лучше брать шоссейник. На большинстве стартов на спринт и олимпийскую дистанцию велоэтап проходит в формате групповой гонки, по этому на разделке вас туда не допустят. Соответственно, если планируете часто принимать участие в такого рода гонках, то шоссейник вам не обходим
Про проблемы со спиной – если вы уверены, что не способны ездить в ТТ посадке из за проблем с поясницей и ничего не сможете с этим поделать – тогда лучше шоссейник. Разделка не предназначена для езды за верх руля, так вы ничего на ней не выиграете
В любом случае, если вы остановки свой выбор на шоссейные, то я очень настоятельно рекомендую вам поставить на него лежак. И полноценный, а не для олимпийки
Если вы совсем не ограничены в бюджете, то конечно лучший вариант – взять оба этих велосипеда. Тогда мучительный вопрос выбора отпадает. Если же на ближайшее время не планируете вторую покупку, то советую читать дальше
В этом случае вам лучше взять разделочник (ТТ байк)
Вы уже определились с планами на сезон, и главная ваша гонка – это IRONMAN или IRONMAN 70.3. Так же вы планируете, что в дальнейшем ваш основной фокус будет направлен именно на эти дисциплины
На вашей гонке относительно ровная трасса, и вы не планируете проводить очень уж много времени на сборах в горах (так же стоит помнить, что на Тенерифе и Майорке вы всегда легко возьмете шоссейник в аренду, если уж так будет нужно)
Вы имеете на покупку велосипеда бюджет хотя бы 100тыс руб( можно взять бу разделку за эти деньги)�
Я не буду тут перечислять, что вам даст разделочный велосипед, этому посвящен следующий раздел. Тут я скорее развею мифы о нем
Управляемость. Управляемость шоссейника выше, но не стоит думать, что разделочная не управляем и не годиться для езды в горах. Открою завесу тайны – у меня один велосипед, и это моя гоночная разделка. Я катаюсь на нем всегда и везде, и не испытываю никаких трудностей. Когда я впервые села на разделку после года занятий на шоссейном велосипеде, я хотела сжечь в костре всех тех людей, по совету которых я год провела на шоссейнике
Подходит только для продвинутых – еще один миф. Конечно, если у вас в запасе вся ваша жизнь, то правильнее будет наверное заложить базу на шоссейнике. Но если у вас IRONMAN через год, то берите разделку и катайтесь на ней как можно больше, и при этом в посадке. Крутите в посадке на станке. И на малом кольце в Крылатском. На разделке работают другие мышцы и к этому надо привыкнуть, и на это нужно время
Вообщем, если вас интересует триатлона на длинные дистанции, то вам нужна разделка!
2. Как много может дать разделочный велосипед, и нужен ли мне он?
Второй по популярности вопрос. Его, как правило, задают уже чуть более опытные триатлеты, которые по совету друзей взяли шоссейник и теперь думают, что что то тут не то))
Я не такой уж крутой велосипедист, вряд ли мне что то даст ТТ рама, наверное надо больше тренироваться – часто слышу я
Я предлагаю всем не путать понятия. Любой, даже самый дорогой велосипед, не заменит качественных тренировок ни любителю, ни профи. Но он может добавить что то к тому, что вы имеете
Итак, разделочный велосипед в триатлоне больше всего даст вам даже не в аэродинамике, а в экономичности. На ТТ байке совершенно другая посадка, другой угол подседельной трубы к каретке, который вы не сможете воссоздать на шоссейные, что бы вы с ним не делали. Именно за счет этого угла, вы сидите больше впереди, и крутите педали как бы под собой и назад, а не перед собой, как на шоссейнике. Работают немного разные группы мышц. В случае с разделкой, вам удастся лучше сохранить ваши ноги для бега, меньше убить беговые мышцы. Это на мой взгляд самое главное. И это поможет как профи, так и новичку.
Сделаю ремарку, все это работает, если вы действительно собираетесь ехать большую часть этапа в ТТ посадке. Если вы купите самый дорогой раздел, и будете на гонке кататься, держать за верха, то не тратте деньги.
Аэродинамика. Этот пункт я бы поставила вторым, после экономичности. Аэродинамика у ТТ велосипеда действительно существенно выше. Можете думать, чт вы слишком плохой велосипедист и вам рано думать о ней, но законы физики справедливы и для плохих велосипедистов. Зачем отдавать свои минуты( да, да, не секунды, а минуты для 180км) если можно их сохранить? Справедливо, что чем выше скорости, тем важнее аэродинамика. Но и на более низких скоростях сопротивление воздуха не равно нулю.
И последний, чисто психологический момент. Поверьте мне, если вам правду нравиться триатлон, то вам достаточно скоро захочется обладать красивым ТТ байком. И это желание будет все сильнее и сильнее, особенно когда будете смотреть на велосипеды ваших товарищей и велосипеды в транзитной зоне. Однажды вы не выдержите, и купите его. Помните об этом факте, если все же решили брать шоссейник
3. Во что лучше инвестировать – новая рама, хорошие гоночные колеса или измеритель мощности?
Вопрос от продвинутых) Есть желание улучшать результат, но нет возможности скупить все и сразу. Вопрос на самом деле не такой уж сложный и на первую часть я уже ответила – ТТ рама даст вам много, и ее надо брать. Если вопрос стоит в обмене одной ТТ рамы на более дорогую, то лучше выбирайте колеса или измеритель мощности.
Про колеса могу сказать так. Дерьмовый велосипед на офигенных колесах будет ехать, и офигенный велосипед на дерьмовых колесах ехать не будет. Это коротко о том, какую роль могут сыграть хорошие колеса в результате.
Под хорошими и универсальными для ТРИАТЛОНА колесами я подразумеваю полностью карбоновые трубки или клинчера, без алюминиевого обода. Карбоновые колеса с ободом из алюминия достаточно тяжелые. Они будут хорошо катить на равнине, но не дадут вам в горах того, что более легкие карбоновые. Если вы планируете купить одни, быстрые легкие и универсальные колеса, то я советую вам карбоновые ZIPP 404 или их аналоги. Чуть подробнее о типах колес мы поговорим ниже. Тут скажу только, что ощущение езды на хороших карболовых колесах, накачанных до 10 атмосфер не сравниться ни с чем другим
Измеритель мощности. Где то читала, что он якобы даст вам больше, нежели колеса. И если делать выбор, то берите его. Начать надо с того, что измеритель и колеса это еще из разной оперы, и сравнивать их я бы не стала. Если говорить про их вклад ы результат, то он примерно одинаковый, т.е большой�
Измеритель поможет вам практически безошибочно разложиться на дистанции и практически свести с к нулю возможность не рассчитать свои силы (конечно, если у вас составлен адекватный план на гонку) Так же он сыграет огромную роль в ваших тренировках, помогая проводить их более эффективно и целенаправленно. Езда на велоэтапе триатлона с измерителем мощности становиться очень простой и даже чуть чуть скучной. Если вы малоопытный гонщик, то он может спасти вас от тех ошибок, которым нет прощения. И вам не придется смывать их кровью на беговом этапе
Колеса тоже дадут очень много, и не зависимо от вашей скорости и опыта( тут я не говорю о б очен высоких обидах и диске) Колеса дают накат. Накат поможет на любой скорости и даже медведю. Так же колеса дают ощущение полета, счастья, скорости, но они не помогут вам рассчитать свои силы на гонке.�
Так что, выбирать вам) Я считаю хорошим вариантом купить измеритель и брать колеса на гонку в аренду(ведь на тренировках они не нужны, подойдут и самые дешевые)
4. Следующий шаг. Если брать колеса, то какие именно? И для чего нужен диск? Тут же немного затронем тему аэро аксессуаров – шлема, держателей для бутылок и т.д
Итак, я уже сказала, что универсальными колесами я считаю Zipp 404 и их аналоги. Эти колеса имеют маленький вес, отличный накат и хорошую аэродинамику. Далее – чем выше обод, тем выше аэродинамика, но тем больше их чувствительность к боковому ветру.�
Для равнины гонок или гонок с пологими холмами и без существенного бокового ветра лучше подойдет более высокий обод – 808, но вы должны быть готовы к тому, что иногда боковой ветер может немного «переставлять» вас, особенно, если у вас не большой вес.
Чаще всего профессионалы используют настолько высокий обод(или же вовсе диск) на сколько это возможно. Даже при сильном боковом ветре многие предпочитают оставить диск и расстраиваются в случае его отмены. Не повторяйте все за этими людьми)
Если у вас мало подобного опыта, то езда при сильном боковом ветре с диском или даже 808 ободом может обернуться существенным дискомфортом.
Одним из универсальных решений при гонках на ветряной равнине так же может стать набор 404 спереди и 808 профиль сзади. Т.к управляемость велосипеда больше зависит от того, как сильно вертер треплет переднее колесо, то такой комбинацией вы убьете двух зайцев – добавите к аэродинамике и не потеряете в управляемости.
Теперь, его величество ДИСК. Предмет вожделения огромного количества триатетов. Как многие хотели бы украсить им свой велосипед. Но если раньше я все время говорила «покупайте» то в этом вопросе не стоит торопиться. Принцип работы диска чуть отличается от колес. Диск имеет инерцию. Т.е сперва диск необходимо раскрутить, и затем он начнет работать на вас, добавляя вам в скорости. Раскручивать диск нужно достаточно мощно, и если ваша средняя скорость на велоэтапе 30 км ч, то диск, скорее всего будет вас только тормозить
Диск раскрывает себя во всей красоте после скоростей 35-36 км ч, до этого же больше висит на вас балластом. Т.е если вы решили поставить диск, то либо а) вы такой сильный, что ваша средняя 35-36 км ч и выше, либо б) на трассе много пологих спусков, где вы собираетесь развивать скорость выше 35-36км ч и при этом нет крутых подъемов ( в таком случае диск будет работать со спуска и еще и затащит вас практически до половины следующего холма)
Надеюсь, я ответила на вопрос о дисках
Аэро аксессуары – аэро шлем, аэро держали для воды т.д. Если она правильно используются/установлены, то принесут свои секунды в общую копилку. Покупайте. Шлем, при правильном его ношении( а не года вы опускаете голову вниз или постоянно крутите головой) вообще может дать очень много�
И еще. Не покупайте держали для воды за сиденье. Не жалко себя, пожалейте хотя бы других участников, которым под колеса летят ваши бутылки. Кстати – по испытаниям в аэроклубе, самый аэродинамичным вариант размещения бутылки – горизонтально, на руле.
5. Ну и последний, кстати ТОП по бестолковости вопрос – какой велосипед самый крутой??
Почему этот вопрос глупый? Ну во первых, стоит помнить, что колеса, руль, вся трансмиссия на велосипеде – это совершенно другие производители, недели то, что вы читаете на раме. Одну и ту же раму можно обвесить совершенно разным оборудованием и стоить она будет по разному, и весить, и ехать
Т.е производитель велосипеда производит ТОЛЬКО РАМУ. С этим определились
Как правило, каждый производитель имеет несколько линеек рам, от базовых до топовых. Так вот нет смысла сравнивать рамы разных производителей из разных линеек. А при сравнении же рам ведущих производителей из одной линейки( допустим, топовой) все рамы будут примерно одинаково хороши. Это, как сравнивать Mercedes и BMW – выбирайте то, к чему душа лежит, и все
Почему же у разных топовых рам разная цена? Тут все как обычно. Некоторые производители больше вкладываются в рекламу и маркетинг, некоторые меньше. За более раскрученные больше платить
Некоторые больше вкладываются в научные разработки, некоторые просто копируют разработки других))
Безусловно, каждая рама имеет свои особенности. И вы тоже имеете свои особенности. Можно удачно «сесть» на более дешевую раму и «не сесть» на более дорогую. Это уже вопрос совместимости вашей уникальной антропометрии с геометрией рамы. Так, мне было не усесться на супер дорогую раму SCOTT и вот уже 4 год успешно гоняюсь на более дешевой, но более удачной для меня раме BH. Если вы переживаете по этому пункту, то советую вам перед покупкой велосипеда пройти байк вит по технологии GURU или RETUL, там вам помогут подобрать идеальную для вас раму. Только убедитесь, что фиттер не имеет коммерческого интереса что то вам загнать))
В остальных же случаях, я бы сравнивала велосипеды по следующим критериям
1.Какой велосипед меня больше привлекает?
2.Диллеры каких марок есть в моем регионе? ( это позволит вам быстро и без лишних морок купить велосипед)
3.Насколько привлекательна цена диллера в сравнении с другими марками? ну, тут все просто) Никто не хочет переплачивать вдвое не понятно за что)
думаю, проштудировав все три вопроса, вы выберете тот самый байк. К вопросу о диллерстве. Если вас интересуют велосипеды ВН, можете обращаться ко мне лично и посмотреть ассортимент на сайте s-team.ru (да, да, на правах рекламы) Так же я знаю, что в регионе Москва и Питер есть диллеры ARGON 18, Wilier, BMC, Scott, Canondele, Spezialized и может чего то еще. В таком случае, с приобретением велосипеда вашей мечты вам помогут. Если диллера нет в нашей стране, то к мечте вас ведет долгий и тернистый путь через Америку, E-Bay, Почту России и другие лазейки) Но возможно, мечта того стоит, решать вам!
P.S на фото велосипед BH Aerolight с колесами Zipp 808 и измерителем мощности Power Tap( педали), аэро шлем Rudy Project ( к вопросам, что выбираю я))
Как выбрать велосипед для триатлона
Многие спортсмены-любители хотят попробовать свои силы в новом для себя виде спорта – триатлоне. Новые испытания, новые ощущения, яркие краски и захватывающие скорости привлекают в этот модный вид спорта все больше и больше начинающих. И не беда, если нет подходящего снаряжения! Испытать себя в спринте или олимпийке можно с тем, что уже есть.
Многие преодолевают короткие и даже средние дистанции на МТБ, гибридах и городских велосипедах. Но рано или поздно у каждого спортсмена возникает желание улучшить результат. Зачастую это невозможно сделать без подходящего снаряжения и оборудования. И тогда возникает вопрос: какой же велосипед для триатлона мне купить?
Этим вопросом на том или ином этапе своей спортивной карьеры задавался каждый спортсмен. Речь здесь идет не только о брэнде или модели, но и о типе велосипеда. Давайте попробуем разобраться с этим вопросом вместе.
В триатлоне, как правило, используются два основных типа велосипедов: шоссейный и разделочный. Казалось бы, все просто: всего два типа. Но не тут-то было. В каждом из этих двух типов есть несколько разновидностей, и далеко не все они одинаково хорошо подходят для триатлона. Поэтому, прежде чем выбирать велосипед, давайте определимся, для чего он вам нужен.
Конечно, всем сразу хочется купить красивый и стремительный, похожий на космический аппарат или реактивный самолет велосипед для триатлона на длинную дистанцию. Но нужен ли он с самого начала? Давайте начнем с основ, а именно с того, какие дистанции бывают и чем отличаются.
“Марафонец” есть в Телеграм, ВКонтакте и Инстаграме. Присоединяйтесь!
Дистанции в триатлоне
- Спринт. Протяженность велоэтапа 20 км.
- Олимпийка. Протяженность велоэтапа 40 км.
- Полужелезная дистанция (Half Ironman). Протяженность велоэтапа 90 км.
- Полный Ironman. Протяженность велоэтапа 180 км.
Оставим за кадром разные нестандартные дистанции типа 1/4 или 1/8 от полной «железки», а также всякие “Ultra”.
Соревнования на первых двух дистанциях часто проводятся по правилам ITU – Международного союза триатлона, который разрешает драфтинг в этих гонках. Драфтинг – это возможность следовать на небольшом расстоянии за впереди едущим спортсменом или группой спортсменов, что, с одной стороны, позволяет достигать более высокую скорость, затрачивая меньше сил, но с другой, требует серьезных навыков управления велосипедом. В целях безопасности на таких гонках запрещено использование велосипедов для триатлона и гонок с раздельным стартом, поэтому спортсмены выступают на шоссейных велосипедах для групповых гонок.
Но в России на многих таких гонках для любителей драфтинг – опять же, в целях безопасности – запрещен. Поэтому использование разделочных и триатлонных велосипедов допускается. Хотите знать, на каком велосипеде вас пустят на конкретную гонку? Внимательно читайте регламент данного соревнования.
Соревнования на полужелезную и железную дистанции по правилам не допускают драфтинг. И спортсмены для достижения более аэродинамичной посадки используют велосипеды для гонок с раздельным стартом (ТТ, TimeTrial) и триатлона.
Теперь давайте разберемся с каждым типом велосипедов по очереди.
Типы велосипедов
Шоссейный велосипед
Шоссейный велосипед – незаменимый инструмент спортсмена как в гонках на коротких дистанциях (спринт, олимпийка), так и во время тренировок. Если вы только начинаете свой путь в триатлоне, стоит остановить выбор именно на нем. Но и шоссейные велосипеды бывают очень разными.
Так, велосипеды с рулем-бараном, казалось бы, похожие внешне, могут относиться к самым разным категориям. Это и шоссейные велосипеды для горных этапов групповых гонок, и стремительные аэрошоссейники, и велосипеды для кросса (циклокрос), и даже велосипеды категорий endurance и gravel для комфортного перемещения на большие расстояния и плохих и даже грунтовых дорог.
Что из этих двух категорий выбрать – решать вам. Скорее всего, аэрошоссер будет немного тяжелее, чем горный шоссейник, но среди топовых моделей эта разница будет почти незаметна. Разница в весе рамы горного Argon18 Gallium Pro и аэро Nitrogen Pro составляет всего 40 г. Хотя в более бюджетных моделях эта разница может быть заметнее.
Аэродинамичность рамы аэрошоссейника вам особого преимущества не даст, т.к. более 75% лобового сопротивления будет приходиться на ваше тело. На фоне этого лобовое сопротивление рамы будет совсем незначительно.
Велосипеды для гонок с раздельным стартом и триатлона
Эти стремительные велосипеды, похожие на болид Формулы 1 или реактивный самолет, пожалуй, являются мечтой любого триатлета. Начинающие спортсмены мечтают о покупке своего первого разделочника, а бывалые IronMan’ы следят за новинками и выискивают модели, которые, по их мнению, будут еще быстрее, лучше и аэродинамичнее, чем имеющаяся у них модель. Но и здесь спортсмена подстерегает множество подводных камней.
Во-первых, на таком велосипеде нельзя участвовать в групповых тренировках. Если это ваш единственный велосипед, то вы себя обрекаете на тренировки соло. Это, конечно, отличный вид тренировок и неплохо развивают не только ваши физические возможности, но и нервную систему. Но все же разделочник стоит покупать только как второй велосипед в дополнение к шоссеру.
Во-вторых, несмотря на то, что традиционно в длинном триатлоне использовали велосипеды для шоссейных гонок с раздельным стартом (так называемые Time Trial или TT-велосипеды), они не очень подходят для триатлона. Причин здесь несколько.
Представьте себе традиционную ТТ-гонку. Сколько она длится? Как правило – не больше часа. Посадка на таких велосипедах рассчитана на обеспечение максимальной аэродинамичности и мощности велосипедиста. Не комфортно? Ну ничего, часик потерпит. Бежать же потом не надо! Кроме того, рама велосипеда для шоссейных гонок ограничена жесткими требованиями UCI – Международного союза велосипедистов. А значит, ширина и форма труб, геометрия рамы, положение седла и некоторые другие параметры подчиняются правилам велоспорта, а не триатлона.
Седло
В триатлоне на длинную дистанцию требования UCI не действуют. Это позволяет сделать не только значительно более аэродинамичную раму, но и обеспечить более комфортную посадку гонщика без ущерба для аэродинамичности. Ведь в даже на дистанции Half Ironman спортсмен находится в седле никак не меньше 2-х часов, не говоря уже о полной дистанции. А ведь потом еще и бежать! Поэтому в триатлоне седло сдвигают в значительной степени вперед и вверх по сравнению с разделочной посадкой. Это позволяет разгрузить спину и ноги гонщика, облегчая ему тем самым преодоление бегового этапа после нескольких часов в седле.
Кроме того, современные производители оснащают велосипеды разнообразными питьевыми системами и системами хранения, которые помогают разместить необходимые для прохождения длинной дистанции еду, питье и инструменты без нарушения идеальной, тщательно разработанной аэродинамичной формы велосипеда. Использование таких велосипедов в триатлоне на длинную дистанцию дает значительное преимущество.
Высокоэффективная аэродинамичная посадка позволяет с меньшими усилиями поддерживать высокую скорость. Особенно это проявляется на скоростях более 35 км/ч. Но следует помнить, что максимальный эффект будет достигнут только при прохождении дистанции в аэропозиции. Если ваша посадка настроена плохо, или велосипед не подходит вам по размеру, и вам постоянно приходится покидать аэропосадку, чтобы дать спине или шее отдых, вы растеряете все аэродинамическое преимущество, обеспечиваемое вашим велосипедом.
Колеса
Здесь же стоит сказать и об использовании колес с высоким профилем, лопастями или дисков. Обеспечивая аэродинамическое преимущество на скоростях «далеко за 30», они при этом весьма подвержены влиянию бокового ветра. Если вы недостаточно уверенно управляете своим велосипедом с такими колесами в ветренную погоду, ваш велоэтап может превратиться в непрерывную борьбу с велосипедом. Поверьте, вам будет не до аэропосадки.
К тому же при сильном ветре организаторы могут даже запретить использование таких колес. Поэтому, отправляясь на гонку и собираясь пройти ее на дисках, прихватите с собой колеса с профилем пониже.
Обратите внимание и на вид велосипеда сбоку. Некоторые производители в погоне за снижением лобового сопротивления и борьбой с завихрениями непомерно увеличивают ширину труб и размещают системы жизнеобеспечения таким образом, что сбоку велосипед выглядит практически как сплошной щит. Это тоже может влиять на управляемость велосипедом в ветренную погоду.
Несмотря на огромное преимущество, которое дают такие велосипеды на длинной дистанции, они требуют специальных навыков управления и привычки к аэропосадке. Поэтому, купив такой велосипед, не забывайте тренироваться и на нем тоже.
Велосипеды с реверсивным подседельным штырем
Что делать, если у вас нет возможности приобрести разные велосипеды для разных стартов, или вы только начинаете и еще не определились со своей специализацией? Обратите внимание на шоссейные велосипеды с так называемым реверсивным подседельным штырем, который позволяет развернуть его на 180° и сместить седло значительно вперед. В сочетании с аэродинамической насадкой на руль (лежаком) это позволит вам получить почти такую же аэродинамичную посадку, как на специализированном велосипеде для триатлона и гонок с раздельным стартом.
Далеко не все велосипеды имеют такую конструкцию. Для большинства традиционных шоссейников, чтобы настроить триатлонную посадку, придется покупать специальный подседельный штырь с обратным углом наклона и скорее всего другое седло. В модели Argon18 Nitrogen конструкция подседельного штыря позволяет выставить как традиционную шоссейную посадку по правилам UCI (угол наклона подседельного штыря 72°), так и полноценную триатлонную посадку (угол наклона 78°) и сдвинуть седло до 4 см вперед относительно центра каретки.
Оснастите такой велосипед электронной системой переключения Di2 или eTAP, и вы получите универсальный аппарат для тренировок, коротких триатлонов и дистанций Ironman. Хотя, конечно, специализированные модели велосипедов подойдут лучше и уж точно доставят вам больше удовольствия!
Велосипед для триатлона как выбрать
Сегодня речь пойдет о лучших велосипедах для триатлона. Почему их выделяют в отдельную категорию? Какие велосипеды 2017 года можно купить на российском рынке? Узнаем внутри статьи.
Но сначала давайте сделаем небольшой экскурс в само понятие триатлона. Итак, триатлон – однодневное троеборье с последовательным прохождением плавания, велогонки и бега. Велогонка в зависимости от статуса и типа соревнований имеет дистанцию от 8 до 180 км. Если на дистанциях близкой к Олимпийской (40 км) можно использовать практически любые шоссейные велосипеды в силу относительно небольшой дистанции, то на классической дистанции в 180 км на первый план выходит техническая составляющая велосипеда. Например на соревнованиях “Айронмен” или “Железный человек” запрещено двигаться в группе, получая преимущество разреженного воздуха.
С понятием разобрались. Теперь об особенностях велосипеда. Главное – аэродинамическая рама. Она обязательно должна создаваться с минимизацией сопротивления воздуха. Дополнительным плюсом на стадии разработки является продувка в аэродинамической трубе. На большинстве гоночных велосипедов вилка разрабатывается непосредственно с рамой и в собранном состоянии является одним целым. Колеса должны иметь минимальный вес. Шариковые или промышленные подшипники во втулках здесь не играют особой роли, все производители колес достигли громадных успехов и отличить один тип от другого крайне сложно. Аэропрофиль (высокий обод, до 40 мм) будет являться плюсом для большинства гонок, но надо учитывать, что они уменьшают маневренность и на гонках с сильным боковым ветром они часто бывают запрещены.
Колеса с аэропрофилем на примере велосипеда Cervelo P5X:
Нужны “лежаки” – специальные накладки на руль для создания вытянутой горизонтальной позы. Пример руля:
Рама обязательно должна иметь крепления для воды и инструментов или скрытые резервуары, если они разрешены по регламенту. Седло короче обычного. Пример седла:
С приходом дисковых тормозов многие производители стали добавлять в свои шоссейные линейки соответствующие модели, но большинство велосипедов для триатлона на данный момент остаются на ободных тормозах. Завершает вид велосипеда его возможность точной подгонки под гонщика. После подбора нужной ростовки необходимо выбрать положение руля, выноса и седла.
Теперь, разобравшись с чем мы имеем дело, перейдем непосредственно к обзору моделей. В данной статье мы выберем специализированные модели, а не все шоссейные велосипеды. Ценовая политика разнится, поэтому мы рассмотрим три ценовые категории: до 200000 рублей, до 400000 рублей и более 400000 рублей.
Категория до 200000 рублей
Итак, велосипеды до 200000 рублей. В данной ценовой категории сильно выделяются велосипеды Mer />
Внешне он отличается от более дорогих моделей линейки. Однако, все присущие важные мелочи в нем имеются. Навеска – сборная солянка из компонентов Shimano и FSA. Манетки Microshift работают в паре с задним переключателем Shimano Ultegra.
Чуть дороже велосипед Merida Warp 3000:
и велосипед Giant Trinity Advanced:
Оба производителя предлагают нам переключение на основе линейки Shimano 105, однако у Merida установлен переключатель уровнем повыше – Shimano Ultegra. В остальном – это оптимальная навеска хорошего среднего уровня. О различиях. На Giant Trinity установлена резина шириной 25 мм, а на Merida и Felt – 23 мм. Так, велосипед Giant чуть больше поглощает неровности дороги. Кассета же на Giant и Felt стоит 11-28 в то время как на Merida – 12-25. Так же на этих двух велосипедах установлен подседельный штырь с возможностью двигать крепление, а не переставлять его, как на Felt B14. Стоит отнести это к довольно важному плюсу, так как это сильно помогает в микроподгоне длины кокпита.
Близко к ценовому пределу находится велосипед Trek Speed Concept 7.0:
Трансмиссия, в отличии от велосипедов других марок этой ценовой категории собрана на компонентах Shimano 105 и Dura-Ace. В данном случае установлены именно верхние манетки для улучшения точности переключения. Это не самый типичный выбор для производителя, ведь обычно ставится задний переключатель более дорогой линейки. В качестве бонуса дополнительно продолжена рама под кареткой. Это сделано для уменьшения завихрений и лучшего обтекания воздуха вокруг колес и перьев.
Чуть-чуть расширив границу (на 5%) стоит рассмотреть велосипед Felt IA14:
и велосипед Cervelo P2:
Стоит отметить, что Cervelo – один из признанных мировых лидеров в сфере шоссейных велосипедов. Несмотря на факт бюджетности модели, эта рама используется и в более дорогих велосипедах. Навеска полностью рабочая, состоящая из переключателей Shimano 105, тормозов FSA и фирменного оборудования. Очень важный момент – для низкорослых гонщиков самая маленькая рама имеет колеса не 700c, а 650c, что позволит увеличить комфорт. Felt так же получил раму от более дорогих моделей, включающую резервуар для инструментов. К слову, эта рама уже не проходит сертификацию UCI.
Суммируя, в данной ценовой категории самым привлекательным вариантом является Giant Trinity Advanced, сочетающий в себе все важные аспекты для гонок, а так же обладающий самой сбалансированной навеской.
Категория 200000 – 400000 рублей
Ценовая категория до 400000 рублей открывает для нас совершенно новые горизонты. Она пользуется наибольшей популярностью у производителей. Здесь вовсю можно увидеть необычные решения по конструкции рам, расположений резервуаров, фляг, а так же такие прелести навески, как аэро колеса и электронное переключение передач. Среди всех велосипедов выделим четыре особенно интересных.
Начнем с модели велосипеда Specialized Shiv Expert:
Первым делом в глаза бросается место для пропитания в районе кареточного узла. Следующее – это резервуар для воды в районе рулевого стакана и трубка для питья. В дополнение к этому резервуару на седле расположено крепление для фляги. Навеска на легкой системе FSA SL-K, переключателях Shimano Ultegra и манетках Dura-Ace обеспечивает легкое переключение.
Следующим рассмотрим велосипед Trek Speed Concept 7.5:
В отличии от Specialized, все дополнительные места хранения спрятаны в форме рамы и никак себя не проявляют. На данной модели используются компоненты SRAM, а именно линейка Force. Это касается как переключателей, так и системы. В остальном навеска – фирменная Bontrager. В отличии от Felt и Specialized, на данном велосипеде можно участвовать в любых гонках под эгидой UCI.
Велосипед Cervelo P3 Ultegra Di2:
В нашем списке – первый велосипед с электронным переключением. Получил линейку Ultegra Di2 от Shimano. Впрочем, это не единственное улучшение по сравнению с P2. Так, эта модель получила колеса Mavic Cosmic Elite S для колес 700с и Vision Team для 650с. Выгодно от других моделей отличается шатунами Rotor на которые можно впоследствии установить измеритель мощности. Подседельный штырь позволяет в большом диапазоне подбирать кокпит.
И лидер данной категории – велосипед Merida Warp 7000-E:
Это верхний велосипед для триатлона от Merida, собравший в себя практически все новинки. Здесь мы уже видим полноценные аэроколеса. Переключение – Shimano Ultegra Di2. Система – топовая Rotor Flow. С Warp 7000 вы можете получить всё лучшее, что приготовила Merida для триатлона.
Категория свыше 400000 рублей
Данная категория – это болиды Формулы 1 в мире велоспорта. Всё самое быстрое, самое технологичное собрано в этих велосипедах. Тут рассмотрим 6 фирм, у каждой по одному велосипеду.
Начнем с велосипеда Trek Speed Concept 9.9:
В данном велосипеде компания вернула форму рамы с полной аэроотдачей, где задний тормоз крепится под каретку вместе со специальной огибающей встречного потока. По сравнению с младшими моделями используется карбон серии 700-ой серии. В этом велосипеде использование лишнего материала полностью сведено на нет. Ровно столько, сколько нужно. Трансмиссия – верхнее переключение Shimano Dura-Ace Di2.
Велосипед Felt IA FRD:
Топовая версия комплектуется как электронным переключением Shimano Dura-Ace, так и SRAM eTap. По сравнению с более дешевыми моделями появилось интегрированное крепление тормоза. Система Rotor Flow, карбоновые колеса Zipp – да, это вершина.
Велосипед Scott Plasma Premium:
При всей необычной внешности, велосипед прошел проверку UCI. Наравне с другими топовыми байками имеет трансмиссию Dura-Ace Di2. Шатуны так же Dura-Ace. Продувался в аэродинамической трубе для уменьшения затрачиваемой энергии.
Велосипед BMC Timemachine TM 01:
Венок многолетнего труда по созданию одного из лучших байков для триатлона. На выбор предлагается два варианта навесного оборудования на основе линеек Shimano Dura-Ace Di2 и SRAM eTap.
Велосипед Pinarello Bolide TT:
Рама, собравшая множество титулов. Специальная версия разделочного байка под специфику триатлона. Так, верхняя труба получила иную форму изгиба, переделали кареточный узел, изменили форму вилки.
Велосипед Cervelo P5:
Еще один велосипед, ставший практически синонимом велогонок. Существует несколько версий с электронной навеской SRAM и Shimano. Отдельного упоминания достойны гидравлические ободные тормоза Magura, призванные останавливаться в любой экстренной ситуации. Кокпит настраивается в больших пределах. Сохранились и колеса 650c для маленькой ростовки 45. Рама продувалась в трубе и обновления позволили сэкономить еще энергии на длинной гонке.
Резюмируя данные велосипеды, очень сложно выбрать какой-то один вариант, ведь здесь нет плохих велосипедов по определению. Все велосипеды имеют лучшую навеску, они технологичны, готовы к старту в любой момент. Они все лучшие.
Шоссейный велосипед для триатлона: особенности брендов
Триатлон – интересный, но в то же время сложный вид спорта. После затяжного заплыва спортсмен должен сразу пересесть на велосипед и преодолеть расстояние до 180 километров, а после этого еще и отправиться на беговой этап.
Велосипеды для триатлонана сегодняшний день одни из самых дорогих и технологичных в мире велоспорта. К ним нет жестких ограничений, в отличие от шоссейных велосипедов.
Именно на великах для триатлона получается развивать самые большие скорости и при этом сохранять управляемость. Именно поэтому очень важно знать, как выбрать велосипед для триатлона.
Особенности конструкции байков для триатлона
Велосипеды для триатлона имеют очень интересную конструкцию. Они похожи на гибрид трековых байков и шоссейных. Топовые модели имеют ряд аксессуаров, которые сильно бросаются в глаза и удивляют людей, не знакомых с триатлоном.
Поскольку триатлон включает в себя бег, плавание и велосипед, то главные требования к велосипеду для триатлона – это легкость, маневренность и аэродинамичность.
Для триатлоновых велосипедов нет ограничений по весу и навесному оборудованию. На них устанавливаются самые дорогие и технологичные обвесы, поэтому стоимость таких байков редко, когда бывает ниже сотни тысяч рублей.
Что касается материала рамы, то байки для триатлона изготавливаются в основном из карбона. Только самые бюджетные модели собирают на базе алюминиевых рам.
Вилки исключительно жесткие. Минимум сварных швов и зазоров между колесами и рамой. Дело в том, что каждая лишняя щель и шов негативно сказываются на аэродинамических свойствах велосипеда.
Велосипеды и самокаты
Еще одной интересной особенностью рам для триатлона является места крепления для воды. На бюджетных моделях они так же расположены на нижней трубе рамы. Топовые модели имеют встроенные в рамы резервуары для воды.
Педали только контактные, причем совместимые со специальными ботинками для триатлона, о которых речь пойдет позже. Данный тип педалей позволяет лучше контролировать шоссейный велосипед при езде, а так же полностью передавать энергию вращения на педали.
Колеса и тормоза тоже специальные. Тормоза клешневого типа, иногда могут применятся и V-Brake.
Самые дорогие колеса имеют аэропрофиль. Пара таких колес может стоить до полумиллиона рублей. Обод на таких колесах высокий. Его высота достигает 40 мм.
Встречаются так же и колеса на полностью литых дисках. Они обеспечивают идеальнуюа эродинамичность, но обладают и рядом минусов.
Первый – это маневренность. Такое переднее колеса немного сложнее поворачивать, но благодаря тому, что трассы зачастую прямые и ровные, этот минус не существенен.
А вот из-за второго недостатка велосипед для гонок на таких колесах вообще могут и не допустить на соревнование. При сильном боковом ветре такой байк просто сдует вместе с велосипедистом. Поэтому организаторы всегда берут в расчет погодные условия при допуске велосипедов на старт.
Руль должен быть с рогами типа «баран». На дорогие модели устанавливаются специальные лежаки, благодаря которым спортсмен ложиться локтями на руль и без усилий им управлять. Это не только позволяют рейдеру отдыхать, но и улучшает аэродинамические свойства.
Еще одной особенностью, которая не заметна с первого взгляда, является угол наклона подседельной трубы рамы.
Если на шоссейных байках он составляет около 73 градусов, то на триатлон моделях он в среднем равен 54. Это сделано с той целью, чтобы велосипедист мог без усилий и дискомфорта «ложиться» на руль.
Какой велосипед выбрать для триатлона
Начинающим триатлетам и тем, кто не планирует покорять длинные дистанции айронмэна, можно начать с обычного бюджетного шоссейного велосипеда для триатлона. Он будет достаточно накатистым и легким для первых гонок. В таком случае экипировка может обойтись и не совсем дорого.
Тем, кто решил профессионально заниматься триатлоном или записал себя в продвинутые любители, и уж тем более тем, кто решил проверить себя на дистанции айронмэна, понадобится настоящий профессиональный траитлоновый байк. За него, правда, придется заплатить более пятисот тысяч рублей.
Те, кто решил просто преодолеть небольшую дистанцию триатлона без погони за временем не обязательно приобретать дорожный велосипед.
Многие выступают на обычные маунтинбайках, переодетые на силиковые покрышки. Такие велосипеды будут в сильном проигрыше перед шоссерами, зато будет возможность отыграться на беговом этапе.
Обзор брендов
Если горные велосипеды поставляют большинство мировых велосипедных брендов, то байки для триатлона можно найти в каталогах далеко не всех компаний.
Есть фирмы, которые специализируются на изготовлении исключительно профессиональных байков, а есть те, которые поставляют добротную бюджетную продукцию.
Хорошими «бюджетниками» можно назвать байки фирм Merida и Felt. Вполне неплохие модели без особых выкрутасов можно приобрести даже в пределах 30-50 тысяч рублей.
На них может не оказаться лежаков, профиль обода будет не очень высокий, зато даже на таком байки получится чувствовать себя уверенно на велоэтапе гонки.
Если говорить про более дорогие велосипеды, то стоит упомянуть байки фирмы Cervelo. В ее каталоге можно найти как модели средней ценовой категории, так и профессиональные байки, на которых выступают легенды триатлона и шоссейных гонок.
Этот бренд специализируется на производстве высококлассных шоссейных велосипедов.
А вот в линейке байков от Specialized не получится найти ни бюджетных, ни средних моделей. Эта компания специализируется на производстве дорогих и технологичных велосипедов. Specialized использует передовые технологии при производстве байков и оснащает их своим лучшим оборудованием.
ТТбайки от компании Pinarello, пожалуй, лучшие велосипеды для триатлона, уже стали лицом профессиональных соревнований по триатлону.
Этот итальянский бренд поставляет чуть ли не самые лучшие велосипеды для ТТ. Практически на всех соревнований байки этой компании приносят их владельцам если не победу, то точно подиум.
Экипировка триатлета
Экипировка триатлета должна удобной, практичной и позволять экономить время в транзитных зонах. Первое, что бросается в глаза – это шлем. Считается, что капля воды при падении образует самую обтекаемую форму.
Именно поэтому шлемы для триатлона выполняются в виде капли. Хоть и выглядят громоздкими, но благодаря современным материалам, весят не намного больше обычных шлемов.
Следующий момент – это специальные комбинезоны. На современных соревнованиях триатлетам не приходится переодеваться полностью. Все этапы соревнований форма не меняется.
Именно поэтому одежда спортсмена должна быстро сохнуть, обеспечивать хорошую обтекаемость и нигде не натирать.
Ну и, пожалуй, главный момент – это обувь, а если быть точнее, то велообувь.
Если у спортсменов, выступающих на «гладком» шоссе, есть много времени, чтобы перед стартом как следует зашнуровать и затянуть свои велотуфли, то у триатлетов каждая секунда на счету. Велообувь для триатлона не только очень легкая, но и оснащается системой быстрой шнуровки.