Как выбрать колонки для домашнего кинотеатра

Как выбрать колонки для домашнего кинотеатра

Строим домашний кинотеатр: выбор акустики, ее установка и настройка (часть 2)

Природные звуки, куда можно отнести и музыку, имеют усредненный спектр, соответствующий т.н. розовому шуму. Последний характеризует одинаковое содержание энергии на каждую октаву. Например, интенсивность звука в полосе 40-80 Гц должно получится такой же, как и в полосе 4000-8000 Гц. Все акустические системы, предназначенные для воспроизведения музыки, проектируют исходя из этих соотношений. Но в кино все иначе.

Звуковая дорожка в фильмах редко воспроизводит музыку и звуки природы, в боевиках, например, колонки должны без искажений воспроизвести звуки выстрела (идеальная импульсная характеристика), взрывов, бьющегося стекла и т.п., где спектральная плотность звука уже не подчиняется закону розового шума. Кроме того, как я писал в первой статье, для корректного создания подобных ударно-импульсных звуков большое значение имеет и правильная акустическая обработка помещения, в частности, отсутствие эха. Иначе зритель может потерять чувство погружения, если вдруг распознает несоответствие эха в звуковой дорожке фильма, эхо-сигналу от самой комнаты. Как пример, одиночный выстрел на экране максимально возбудит комнатные отражения, причем они будут отчетливо слышны в тишине после выстрела.

Собственно, из-за того, что звуковая дорожка фильма по своему спектру ближе к белому шуму, и приходится повысить требования к аппаратуре для кинозала. Если говорить языком характеристик, техника должна отыгрывать звуки без искажений во всем диапазоне со средним давлением 85 дБ и пиковым 105 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Пингвины Мадагаскара» в лондонской Air Studio

Отсюда следует, например, что применение в акустике для ДК обычных купольных твитеров нецелесообразно. В силу небольших размеров купола (традиционно — 1 дюйм) его мощностные возможности ограничены размерами звуковой катушки (теплоотвод затруднен). Тогда как мощность и количество высокочастотного сигнала в кино значительно выше, чем в музыке. Это может привести к тепловой компрессии, то есть последующим искажениями. А бывает и что динамик, не выдержав такой нагрузки, перегорает.

Поэтому лучшая рекомендация для домашних кинотеатров (особенно с дистанцией от АС до места прослушивания более 4-х метров) — ставить рупорные колонки с компрессионными драйверами в СЧ/ВЧ-звеньях. К тому же у такого типа выше показатель чувствительности динамиков. В низкочастотном спектре лучше, чтобы работали драйверы профессионального типа с увеличенным диаметром звуковой катушки.

Вообще, дистанция в 4 метра — это условная граница, пересекая которую надо ответить на вопрос: сможет ли система выдать нужное звуковое давление? Большинство обычных АС при установке в ДК не обеспечат по норме и 3-метровое расстояние. И раз уж речь зашла о дистанции, мощности и чувствительности, напомню основные соотношения, чтобы оперативно определить соответствие выбранных усилителей и АС размерам домашнего кинотеатра.

Расстояние и давление

Итак, согласно стандартам мы должны получить звуковое давление 85 дБ (105 в пике) без искажений по всей полосе частот. Звуковое давление на расстоянии 1 метр от АС при подаче на колонку 1 Ватта мощности — это «чувствительность», ее практически всегда указывают в паспортных данных продукта. Далее вычисляем максимальное звуковое давление в точке прослушивания — каждое удвоение мощности даст нам +3 дБ звукового давления, а каждое удвоение дистанции — спад –6 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Как приручить дракона 2» в лондонской студии Abbey Road

Возьмем, например, наиболее распространенную акустику для музыки с типовой чувствительностью в 91 дБ. На расстоянии 4 метра из-за спада в –12 дБ нужно компенсировать потери дополнительным усилением в размере 105–(91–12) = 26 дБ. Это примерно соответствует усилителю мощностью 500 Вт. Не всякие колонки готовы выдержать такую мощность.

Однако это еще не все, основная проблема в том, что в спецификациях АС параметры мощности указывают из расчета сигнала с частотой 1000 Гц и, значительно реже, в розовом шуме. Поэтому при выборе АС лучше иметь запас по максимальному давлению в 3–6 дБ.

Есть пара способов увеличить звуковое давление. Можно разместить АС в плоскости стены, тогда мы получим дополнительно 5–6 дБ на частотах ниже

300 Гц. Или применить активный мультиампинг, когда пассивные фильтры кроссоверов исключаются из системы и вместо них используются активные электронные (чаще цифровые) кроссоверы для усилителей мощности. При этом полосные усилители подключаются напрямую каждый к своему динамику, что помогает получить большее звуковое давление и лучшее качество.

Какую акустику для кино покупать

В отличие от музыкальной акустики, где слушателям может нравиться некоторая окраска звука, в кинотеатральных системах такой подход недопустим. Кино требует от колонок минимальных искажений, отсутствие послезвучий и высокого звукового давления. Поэтому в ДК не стоит применять ламповое усиление и аудиофильскую акустику с «особенным» звучанием. В кинотеатре нужно обеспечить минимальное количество комнатных переотражений, поэтому для него лучше других подходят колонки с узкой диаграммой и такие, где свойства направленности мало зависят от частоты. Как многим известно, подобные характеристики у АС рупорного типа, причем с рупором т.н. «постоянной направленности».

Запись саундтрека к фильму «Звездные Войны: Пробуждение силы» в студии MGM, Калифорния

Могу сказать, что самым удачным считается эллиптический рупор с направленностью 60х90 градусов. Дальше можно рассматривать обычные колонки с купольными и коническими диффузорами, а вот разных типов «панельной» акустики (электростаты, ленточная, АМТ и прочие) лучше избегать, даже если они применяются только в высокочастотном звене — у них бывает очень неравномерная направленность и проблемы с перегрузочной способностью на НЧ. Диполи и всенаправленные типы АС для кинотеатров не подходят за исключением специальных настенных моделей (т.н. «сурраунды»).

Из типов оформления на первое место я поставлю фазоинвертор низкой эффективности (площадь портов менее

15% от площади НЧ-диффузора), а на второе — закрытый ящик. Такие типы, как «лабиринты», TDL, обратные рупоры и т.п., где тыловое излучение практически полностью выводится наружу с задержкой — для ДК не подходят, как и варианты открытых оформлений.

Размещение акустики в комнате

Естественно, в кинозвуке есть стандарты по размещению АС — в частности, указывается угол относительно места слушателя, и по возможности, этих стандартов надо придерживаться, чтобы получить звук «как задумал режиссер».

На картинке выше нарисована схема расположения динамиков в одном из самых распространенных форматов 7.1: три фронтальных канала, два боковых, два тыловых и сабвуфер (его расположение не нормируется, поскольку считается, что человеческий слух не способен определить положение источника на такой низкой частоте звука). Если строить ДК в наиболее распространенном формате кадра 2.40:1 с рекомендованным углом просмотра 35-55 градусов, то, как видно на изображении, фронтальные каналы могут находиться либо в формате экрана, либо — центральный канал за экраном, а боковые по краям полотна. И это будет лучший вариант. Прежде всего, потому что боковые каналы следует раздвигать до максимального значения в стандарте ±30 градусов. Тогда получится равномерная панорама между фронтальными и боковыми спикерами, а центральный канал окажется перед экраном, что позволит избежать потерь в звукопрозрачном полотне (высокие частоты поглощаются на 1-6 дБ — тканный вариант, и до 12 дБ — перфорированный).

Позволю себе замечание насчет расположения центрального канала. Ставить его под экраном на полу, как можно часто увидеть, — очень грубая ошибка. Так мы получим сильное переотражение звука от пола, которое снизит разборчивость диалогов и даст легко определяемое направление на источник звука, абсолютно не совпадающие с тем, что происходит на экране. По этой причине «законное» положение центрального канала таково — излучатель должен находиться на высоте 5/8 от нижней части экрана. На такой же высоте располагают фронтальные LR-каналы и сурраунд (для форматов 5.1 и 7.1).

Запись саундтрека к фильму «Жизнь Пи» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Хочу заметить, что новые форматы 3D-звука, как Dolby Atmos, DTS:X, Aura 3D — все они имеют разные карты стандартного расположения АС. И что же тогда делать, если вы строите «самый лучший» ДК? Выход могут предложить звуковые процессоры, как, например Trinnov Altitude 32 с его функцией 3D Remapping, которая виртуально «переставит» АС на свои места в полном соответствии с воспроизводимым стандартом. На сегодня пока это единственный аппарат, который обещает подобные виртуальные «перестановки» на одном наборе АС.

Ошибки расстановки акустики

Итак, затрону основные ошибки при размещении АС и возможные методы их исправления.

1. Нет возможности применить звукопрозрачный экран. В таких случаях можно разместить колонку центрального канала над экраном. Еще один вариант — активировать функцию центрального виртуального канала, которая есть у некоторых проекторов. Так может получиться даже лучше, чем ставить поверх полотна.

2. Размещение боковых каналов слишком близко к зрителю (помещение вытянутой формы). В таком случае, когда в одном ряду сядут несколько зрителей, станет невозможно обеспечить баланс звука от боковых каналов для всех зрителей, кроме центрального. Единственный способ решения этой проблемы — поднять боковые каналы выше, усреднив, таким образом, расстояние до зрителей.

Запись саундтрека к фильму «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

3. Зрительские места размещены вплотную к стене. Вообще, такой расстановки кресел лучше избегать сразу, она в корне неверна. Но если другого выхода нет, единственный способ что-то улучшить — применить дипольный тип АС на тыловой стене над зрителями.

4. Применение недорогих потолочных маломощных динамиков. Часто их размещают немного в стороне от зрителя, и если добавить высоту потолка, то итоговая дистанция от динамиков до зрителя превысит те самые пороговые 4 метра, о который я писал в начале статьи. Частично эту ситуацию может исправить процессор, но до конца «излечить» ее не получится, это компромиссное решение.

5. Все АС необходимо направить в центр зрительской зоны, а точнее на VIP-место. Этим правилом часто пренебрегают и ставят колонки параллельно стенам комнаты. В итоге получают повышенную неравномерность и сильные отражения от стен помещения.

6. Чрезмерное расширение зоны просмотра. Помните, точные поканальные задержки можно сделать только для одной точки (зрительского места) в зале, поэтому зрителей нужно «рассаживать» максимально компактно.

7. Расположение АС в формате 5.1, когда есть возможность ставить 7.1, я также считаю ошибкой. В формате 5.1 всегда заметен провал во фронтально-боковой панораме, а применение двух дополнительных АС и пары каналов усиления ненамного удорожает смету.

8. Использование одного сабвуфера. С одним низкочастотником в системе практически невозможно получить равномерное звуковое давление по всей зрительской зоне. Для иллюстрации ниже приведу график измерения одной системы в помещении 60 кв.м. в зоне примерно 3х2 метра. Обратите внимание, что неравномерность на низких частотах достигает 30 дБ в зависимости от места замера.

Два ряда, пара мест в первом ряду и три места во втором размечены по центру зала 50 кв.м. в позиции примерно 34 по длине зала. Хорошо видно, что неравномерность на некоторых частотах достигает более 30 дБ

Читать еще:  Как выбрать первую машину

По этим причинам в домашних кинотеатрах высокого класса ставят больше одного саба. Оптимальное число — 4, а минимальное — 2. При этом пару сабвуферов ставят по центрам противоположных стен, а если взять четыре низкочастотника, то и способов будет побольше (исследование Harman).

При таком размещении сабов достигается равномерное низкочастотное покрытие всей зрительской зоны, но нужно обязательно применять параметрические эквалайзеры для выравнивания нескольких пиков звукового давления. Сначала для каждого из сабов в настройках устанавливают задержку, которая компенсирует разницу в дистанциях низкочастотников до центра зрительской зоны, а дальше эквалайзером выравнивают его отклик, а затем применяют фильтр еще и в общем LF-канале. Это очень сложная задача, но более простого пути нет. Несколько ее облегчить призваны многоканальные аудиопроцессоры, но помните, что выбирать модель нужно с достаточным числом каналов, ведь каждый сабвуфер заберет себе по одному. Хотя можно снизить количество каналов при небольшой потере качества, если выводить один канал на пару сабвуферов.

Усиление и кабели

Для домашнего кинотеатра всегда предпочтительнее мощное «токовое» усиление класса AB. Однако для больших проектов лучше брать импульсные усилители, поскольку они имеют значительно меньшее тепловыделение в режиме холостого хода — порядка 5-8%, что в схеме ДК с общей потребляемой мощностью 5-10 кВт меньше киловатта. В свою очередь, аналоговое усиление в холостом режиме будет потреблять порядка 3 кВт. К тому же, хорошие аналоговые усилители мощностью более 300 Вт на канал очень дорогие, а способных выдать 500 – 1000 Вт на рынке и вообще представлено совсем немного — выбирать не из чего. Тогда как качеством звучания современные импульсные усилители уже ничем не уступают лучшим образцам аналогового усиления.

Запись саундтрека к фильму «Крепкий орешек 5: Хороший день, чтобы умереть» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Помимо рядовых проблем акустических кабелей с недостаточным их сечением и ограничением тока, есть и еще одна, о которой следует напомнить строителям домашнего кинотеатра — это скин-эффект. Этот «эффект» приводит к задержке низкочастотной составляющей сигнала и хорошо известен в стереосистемах. Там для борьбы используют плоские кабели, коаксиальные конструкции, набор тонких проводников с изоляцией (литцендрат) и т.д. Но в случае с кино, решить эту проблему проще. Как правило, в ДК используется частотное деление на 80 Гц (ниже работают сабвуферы), поэтому последствия скин-эффекта легко корректируются задержками в основных каналах относительно канала НЧ-эффектов.

Выбираем акустику для домашнего кинотеатра

Самой важной составляющей современного домашнего кинотеатра является акустика с большим набором различного назначения колонок. Их задача — передавать все нюансы звука и спецэффекты для погружения зрителя в волшебный мир кино. Выбрать систему непросто, но ещё сложнее её правильно установить, ведь каждая колонка имеет свое назначение.

Конфигурация

Колонки для домашнего кинотеатра располагаются по периметру помещения, вокруг зрителя, на строго определённых равных расстояниях:

  • спереди — центральные;
  • по бокам — фронтальные;
  • сзади — тыловые.

Можно устанавливать их на пол, а иногда используют настенный вариант на уровне головы зрителя, для создания большего восприятия нюансов звучания.

Кроме стандартного набора колонок в систему входит как минимум два источника звука:

  1. Акустика центрального канала, которая устанавливается под экраном или транслирующим изображение плоским телевизором. Её располагают в горизонтальном положении, задача — озвучивать диалоги.
  2. Сабвуфер, отвечающий за передачу низких частот.

Классический набор акустической системы для домашнего кинотеатра типа 5.1 состоит из следующих компонентов:

  1. Колонки фронтальные, расположенные по бокам — 2 шт.
  2. Тыловые динамики, установленные сзади — 2 шт.
  3. Центральная колонка, горизонтально расположенная перед ТВ или сзади экрана — 1 шт.
  4. Сабвуфер, который может быть расположен в любой точке комнаты. Перед установкой эмпирическим методом определяют вариант максимально хорошего звучания.

Такой набор идеально подходит среднестатистическому покупателю, и считается бюджетным вариантом акустической системы для домашнего кино.

Варианты расположения

Установка колонок возможна в трех вариантах:

Важно не приставлять их вплотную к поверхности стен, чтобы не потерять качество звучания. Для более свободных в финансовом смысле пользователей, ищущих максимум ощущений, есть системы 7.1, 9.1 и даже 9.2. Стоимость их намного выше, что не всегда можно сказать о качестве.

Сегодня стало модным использовать потолочные акустические системы: они устанавливаются в помещениях для отдыха, где слушают музыку или установлен домашний кинотеатр. Они могут быть встроенного типа. По-прежнему актуально расположение в классическом стиле: фронтальные, тыловые и центральные. Это сугубо личные предпочтения.

Важно! Закрепляются колонки потолочного типа только на весьма прочное основание из металлопрофиля или из деревянного бруса.

Прежде чем сделать окончательный выбор, убедитесь в достоинствах потолочных колонок, и что их внешний вид идеально подойдёт к интерьеру помещения. После всех сравнений смело приобретайте выбранный вариант. Потолочные устройства наполняют всё помещение равномерным звуком, и присутствующие могут почувствовать себя в концертном зале или кинотеатре.

Нюанс: при расстановке тыловые колонки находятся немного ближе к зрителям, чем остальные, поэтому надо с помощью настроек ресивера уравнять виртуальное расстояние, чтобы получить идеальное звучание.

Нюансы мощности

Когда акустика сделана на основе пассивных излучателей звука, не содержащих встроенных усилителей, то её мощность считается специалистами номинальной. Производители указывают Root Mean Square — среднеквадратическую мощность усилителя акустической системы, при которой она может функционировать сколь угодно долго.

Существует Peak Music Power Output — пиковая музыкальная выходная мощность, которую любая акустика выдерживает только кратковременно, не более секунды. Основной критерий при выборе мощности аппаратуры — это размеры помещения, где она будет установлена:

  • при площади в 17 кв. м. будет достаточно 60—80 Вт;
  • если помещение 20—30 кв. м., то ориентируются на 100 Вт;
  • при больших, просторных гостиных более 40 кв. м., потребуется 150—200 Вт.

Все приведённые выше расчёты даны при условии использования моноканальной акустики. При окончательном выборе системы для домашнего кинотеатра необходимо учитывать два основных параметра: мощность установки и качество её звучания. Они оказывают существенное влияние на общую цену, но именно от мощности будет зависеть громкость и величина звукового давления.

Совет специалиста! В комплекте домашнего кинотеатра все устройства имеют одинаковые параметры звучания. Если же вы самостоятельно подбираете колонки, то могут быть различные расхождения в звуковом диапазоне.

Для небольшой комнаты, где фильмы будут просматривать не более двух человек, вполне достаточно приобрести систему с компактными динамиками потолочного типа, что считается специалистами более приемлемым вариантом при расположении в ограниченных пространствах.

Чувствительность

У акустики для домашнего кинотеатра чувствительность находится в диапазоне 84—102 дБ, что означает следующее: при сигнале с мощностью 1 Вт и частотой 1 тысяча Гц, компоненты системы на расстоянии одного метра оказывают именно такое звуковое давление. Чем больше такой параметр, тем громкость звучания при постоянной мощности будет значительно выше, но надо учитывать один негативный аспект — довольно нежная и чувствительная акустическая система может быть повреждена очень мощным усилителем, динамики просто не выдержат.

Поэтому при самостоятельном подборе всех составляющих будущего кинотеатра надо учитывать их согласованную и безопасную работу.

The frequency response

Амплитудно-частотная характеристика — это зависимость амплитуды выходящего сигнала от собственной частоты входящего, идеально график выглядит как прямая линия, но на практике такое невозможно, т. к. на различных частотах она имеет подъёмы и спады.

Наш уникальный слуховой аппарат способен воспринимать и различать звуки с частотой 20 Гц — 20 кГц, впрочем, это чисто индивидуальная особенность каждого человека — с возрастом распознавание высоких частот снижается, поэтому пожилые люди слышат не всё, что им говорят.

В акустике установлен сабвуфер, воспроизводящий звуки низкой частоты 2—250 Гц. Поэтому от колонок не требуется хороших амплитудно-частотных характеристик при таких частотах, главное, чтобы не было превышения указанных значений.

Коротко о коэффициенте гармонических искажений

Механизм преобразования электросигнала в звуковой имеет один только недостаток — при воспроизведении появляются звуки равные основной частоте, их называют гармоники. Не каждый производитель указывает такой параметр в характеристиках выпускаемых акустических систем, хотя он имеет международное обозначение — THD или Total Harmonic Distorsions (суммарный коэффициент гармонических искажений), который задают % или дБ.

Чем меньше величина этого параметра, тем качественнее звук всей акустики.

Окончательный выбор

Выбрать качественную акустическую систему не так уж просто: предложений много, всё зависит от вашего предпочтения и денежных ресурсов. Для облегчения выбора приводим сравнительную таблицу основных параметров и цены.

Таблица сравнительных характеристик акустических систем

Гц-кГц

150—20

116—20

100—20

Гц-кГц

150—20

105—20

100—20

20

36—150

40—150

35—120

35—160

Ед. изм. Jamo A 102 HCS 5 Focal-JMlab Sib & Cub 2 Klipsch Cinema 6 JBL CS 680
сателлиты двух полосные
характеристика частоты
чувствительность дБ/В/м 86/2,8/1,0 90/2,8/1,0 89/2,8/1,0 88/2,8/1,0
сопротивление Ом 6,0 8,0
центр. колонка двух полосная
характеристика частоты
чувствительность дБ/В/м 86/2,8/1 90/2,8/1 90/2,8/1,0 88/2,8/1,0
сопротивление Ом 6,0 8,0
сабвуфер

динамик низких частот

мощность Вт 200 100 200 125
характеристика частоты
стоимость рубли/евро 10000/- -/700 -/1000 14000/-

Из таблицы видно, что не всегда высокая цена гарантирует отличное качество, тем более что кабели и соединительные провода надо будет приобретать отдельно, как в 1 и 3 варианте. Разница в характеристиках не столь существенна, как и диаметр динамика сабвуфера, но некоторые параметры Jamo впечатляют, не говоря уже о разнице стоимости.

Выбирая технику, ориентируйтесь по личным предпочтениям. Обращайте внимание на дизайн: все колонки должны вписываться в интерьер как в настенном варианте расположения, так и в любом другом.

Акустическая система для домашнего кинотеатра

Колонки – исключительно важная составляющая полноценного домашнего кинотеатра. Они должны отражать все нюансы звука и спецэффекты, чтобы зритель полностью погрузился в просматриваемое видео. Параметров выбора колонок много, и важно разобраться в каждом из них, чтобы приобрести лучшую модель конкретно в своем случае.

Требования к акустическим системам

Основной целью комплекса под названием «домашний кинотеатр» является создание обстановки, максимально способствующей погружению зрителя в происходящее на экране, поэтому и звук должен быть как можно более естественными, выразительным и заметным. Для этого обязательно требуется формирование объемного звучания, то есть звуковые колебания должны приходить к зрителю со всех сторон – спереди, сзади, сверху и снизу.

Такой одновременный эффект достигается при использовании комплекта соответствующих звуковых колонок. Они располагаются вокруг зрителя на определенном расстоянии спереди и сзади. Одновременно часть из них может быть укреплена выше головы слушателя, а другая часть ниже для создания акустического воздействия действительно со всех сторон.

В связи с этими требованиями, для домашнего кинотеатра минимально приемлемым и фактически стандартным является наличие не менее 6 колонок, располагаемых по схеме «5+1». То есть пять обычных колонок плюс «сабвуфер» – специальная колонка для воспроизведения низких и сверхнизких частот.

Классификация колонок

Существуют разнообразные варианты типов колонок. Они делятся по таким критериям:

Расположение относительно зрителя

Колонки по типу расположения бывают таких типов:

  • Сабвуфер. Отдельный большой динамик для передачи гула и вибраций. Как правило, это самый большой «ящик» в комплекте. Устанавливается под экраном, но не вплотную к стене. Большинство стационарных домашних моделей оснащены в передней части трубкой-резонатором большого диаметра, по форме похожей на большую воронку. Это придает сабвуферу незабываемый дизайн. Также иногда производители добавляют мощную защитную решетку и светодиодную подсветку по периметру раструба.
  • Фронтальная (центральная). Единичная колонка, располагается прямо перед зрителем, в идеале – на уровне головы. Как правило, имеет несколько большие размеры, нежели остальные колонки, и ширину намного больше высоты.
  • Передние. Парные колонки, которые располагаются также перед зрителем, однако обычно разнесены в стороны или углы помещения. Зачастую выглядят как стойки с вертикально набранными комплектами динамиков.
  • Тыловые. Как следует из названия, эти колонки располагаются сзади, обычно симметрично друг с другом. Зачастую они располагаются низко (на полу), чтобы образовывать соответствующий звуковой контур с высокорасположенными передними колонками.

Способ размещения

Колонки по принципу размещения бывают:

  • Настенными (полочными). Наиболее бюджетный вариант. Колонки, как правило, относительно небольшого размера и крепятся на стены или потолок. Часто используются для экономии места на полу. Из недостатков – издают дребезг или гудение.
  • Напольными. Наиболее распространенный вариант – установка колонок просто на пол. Собрать и подключить такой комплект можно за несколько минут. Колонки достаточно большие и мощные, однако при этом регулировать высоту источника звука невозможно. Если ваше кресло находится, например, на некотором возвышении относительно колонок, звуковые эффекты могут сильно отличаться от ожидаемых.
  • Встроенными. Наиболее предпочтительный, но и наиболее дорогой вариант. При возникновении звуковой волны в динамике одна ее половина уходит в сторону зрителя, а другая – в обратную сторону, к стене, а оттуда снова отражается вдогонку за первой. Звук накладывается и искажается. Чтобы минимизировать искажения, звуковую волну лишают возможности отражаться от стены – просто встраивают колонку в эту самую стену. Но такое решение требует тщательной предварительной подготовки помещения.

Материал корпуса

Наиболее популярными материалами являются:

  • Дерево (фанера, ДСП). Один из самых популярных материалов для изготовления акустических форм. Цельная древесина практически не используется, зато многослойная фанера очень часто применяется грандами звуковой индустрии. Это так называемая ОСП – «ориентированная стружечная плита». При изготовлении такой фанеры применяется множество фирменных ноу-хау.
  • Пластик. Достаточно популярный в бюджетных моделях материал. При достойном качестве исходного сырья и правильной акустической форме результат получается отличный, ничем не хуже корпусов из натуральных материалов.
  • Металл. Не самый традиционный, однако, вполне годный материал для изготовления корпусов колонок. В основном применяется алюминий в составе различных сплавов. В том числе производятся цельнолитые формы, обладающие хорошими акустическими и конструкционными характеристиками. В таком варианте исключается дребезг, иногда присущий сборным корпусам из жестких материалов.
  • Древесноволокнистая плита (МДФ). В последнее время стал весьма популярным даже у достаточно именитых производителей, поскольку обладает несколькими положительными качествами: хорошее глушение паразитных вибраций, легкость обработки и придания сложных форм, дешевизна, легкость.
  • Камень (мрамор, известняк). Экзотический материал, однако, имеет ряд преимуществ – прекрасно гасит звук, не вибрирует, выглядит исключительно аристократично. При изготовлении из цельного куска способен опередить любой другой материал по влиянию на качество звучания. Значительный минус – очень большой вес – одна колонка может весить до полцентнера. Это ограничивает область применения таких акустических форм исключительно напольными версиями.
  • Стекло. Является прерогативой немногочисленных «hi-end» фирм. Изготовление исключительно сложное и дорогое, требует применения вакуумных установок и гибочных стекольных станков, однако сверкающий прозрачный корпус выглядит просто потрясающе.

Активные или пассивные

Аудиосистема может быть укомплектована активными колонками. Это значит, что каждая колонка имеет свой встроенный усилитель приходящего аудиосигнала, соответственно, на сигнал в ходе его прохождения по проводам не влияют электромагнитные помехи. У такого решения есть и негативная сторона – намного более высокая стоимость и необходимость обеспечить каждую колонку не только сигнальным шнуром, но и дополнительным кабелем электропитания для каждого встроенного усилителя.

Бывают и пассивные колонки. Если упростить до предела, то это коробки с динамиками внутри и парой проводов для получения сигнала. Они просто воспроизводят звук от усилителя.

Комплектация

По этому критерию системы бывает двух типов:

  • Комплектные. В любом супермаркете электроники есть огромный выбор уже готовых наборов акустики для домашнего кинотеатра. После приобретения требуется только собрать комплект согласно инструкции. Однако исключительного качества от такого решения ждать не стоит.
  • Индивидуальный подбор каждого компонента. Здесь начинается территория заоблачно высоких цен и бесконечных споров по поводу «теплого лампового звука» или «цифры». Подобрать комплектующие от разных фирм-производителей так, чтобы они идеально подходили друг к другу и к остальным параметрам кинотеатра (размеры и форма помещения, акустика стен, покрытие) – это целая наука. Однако при достаточном владении вопросом можно добиться безупречного звучания, устраивающего любой индивидуальный вкус.

Форма корпуса

От формы корпуса зависит немало, так как звук от динамика исходит не только в сторону зрителя, но и в обратную сторону – к задней стенке корпуса, а оттуда снова к передней. Кроме того, вибрации излучателя звука неизбежно вызывают ответные вибрации корпуса, что также накладывается на общую акустическую картину. Выделяют три формы:

  • Закрытая. Наиболее традиционная и простая форма. Динамик просто закреплен в прямоугольной коробке или корпусе приблизительно классической формы. Лучше, если у такой конструкции как можно меньше швов и креплений, а еще лучше, если их нет совсем.
  • Фазоинвертор. Несколько более прогрессивное решение. В задней или боковой стенке корпуса формируется дополнительное отверстие, в которое уходят «неправильные» звуковые колебания. Они фактически исключаются из общего звучания либо погашаются вовсе.
  • Лабиринт. Еще одна остроумная техническая уловка, призванная повысить чистоту звучания. Внутри корпуса создается настоящий лабиринт, в котором паразитные децибелы «блуждают» до полного поглощения. Само собой, такое решение несколько повышает общий вес колонки и увеличивает ее цену, но конечный эффект стоит того.

Вид подключения

По подключению колонки бывают:

  • Проводными. Аудиосигнал к каждой колонке идет по отдельной паре проводов. При этом не стоит забывать, что если колонки активные, то электропитание осуществляется по другой паре проводов. Особенно проблематично незаметно подвести провода к тыловой части комплекта, ведь она наиболее удалена от усилителя, обычно расположенного вблизи фронтальной части. Обычно провода прячут под ковровое покрытие, плинтусы либо укладывают в специальные короба.
  • Беспроводными. Более прогрессивный, но более сложный и дорогой вариант. Передача аудиоданных на динамики происходит посредством радиоволн. Таким образом, отпадает необходимость в сигнальных проводах. Однако электропитание все равно нужно обеспечить. Для этого используются либо снова электропровода, либо аккумуляторы (которые необходимо регулярно подзаряжать и в длительной перспективе заменять). Подключить 220 вольт к тыловым колонкам, стоящим у стены, нетрудно.

Рекомендации по выбору

Как в любом вопросе, все зависит от конкретной ситуации, однако представляя некий типичный домашний кинотеатр, можно дать несколько общих рекомендаций:

  • Делая выбор, имейте в виду, что указанная на коробке с комплектом или парой колонок мощность может относиться не к каждой отдельной колонке, а ко всему комплекту. Кроме того, часто производители указывают пиковую мощность (Peak Music Power Output), при которой колонки могут работать лишь небольшое время. Но вас интересует так называемая среднеквадратичная мощность (Root Mean Square), на которой система может работать сколько угодно долго без угрозы повреждения.
  • Примите во внимание, что большая мощность усилителя не означает автоматически большую громкость звука, хотя корреляция, безусловно, есть. Это просто параметр, который позволяет согласовать технические параметры усилителя и колонок.
  • Для помещения площадью до 20 квадратных метров вполне можно использовать полочные колонки. Если площадь больше – лучше подойдут напольные модели.
  • Если есть возможность, приобретайте беспроводные колонки. Прокладка кабелей к тыловой паре может стать настоящей проблемой, да и спутанный жгут проводов на фронтальной части тоже не добавляет эстетики. Оставив лишь кабели питания, вы сильно упростите себе жизнь.

Обзоры популярных моделей

Рассмотрим модели в нескольких категориях, пользующиеся популярностью у киноманов:

  • Klipsch R-3800-W II (встраиваемый). Модель с заявленной мощностью 50 Ватт и ценой в 26 тысяч рублей. Качество звучания с лихвой перекрывает такую цену. Золоченый купол основного динамика, открытый звук в диапазоне от 67 до 20000 Герц, строгий и в то же время запоминающийся внешний вид – все эти положительные качества делают Клипш лидером продаж.

  • JBL Control 28-1 White (подвесной). Колонки производства США. Модель оснащена титановым рупором и корпусом из МДФ, что обеспечивает очень длительное время эксплуатации. Звук умеренный, без искажений на средних и низких частотах. При цене менее 20 тысяч рублей вполне достойный представитель своего класса.

  • Heco Victa Prime 702 Black (напольный). При цене в 31 тыс. руб. модель является фактически безупречным образцом немецкого качества. Мощность 170/300 (номинальная/пиковая), диапазон 25-40000 Герц, четыре динамика (1 для высоких частот, 1 для средних и 2 для низких). Предполагает раздельное подключение звукоизлучателей.

Видео: с чего начать выбор домашней акустики?

Короткий ролик ниже познакомит вас с основными типами колонок для домашнего кинотеатра:

Выбор колонок для домашнего кинотеатра просто необъятен, но этому вопросу нужно уделить особое внимание, ведь акустика – это сердце всей системы наряду с экраном. Разобравшись с каждым параметром выбора, можно определить, какая модель является оптимальной именно в вашем конкретном случае.

Выбор колонок для дома, компьютера, музыки и домашнего кинотеатра

Акустические системы или колонки – одна из наиболее распространенных категорий товаров в магазинах потребительской электроники. Они доступны в широком ценовом диапазоне. В магазине вы найдете разные модели: большие, маленькие, двух- и трехполосные, двух и пятиканальные, с разными корпусами, способами питания и подключения. А еще есть портативные аудиосистемы, но это большая тема для отдельного гайда.

Что выбрать для себя? Вариантов много, а купить нужно то, что лучше всего подходит под задуманные задачи. С тем, на что нужно смотреть при выборе настольных, напольных и настенных колонок мы сейчас и разберемся.

На что нужно смотреть при выборе колонок

Для начала нужно определиться с тем, для чего покупается набор колонок. Слушать музыку, использовать колонки для просмотра фильмов или выбирать источник звука для компьютерных баталий – не одно и то же, для каждого варианта использования есть свои, наиболее подходящие системы. Реально найти и универсальное решение, которое позволит решить все задачи по воспроизведению звука.

При выборе колонок следует обратить внимание на:

  • формат системы и тип колонок;
  • технические характеристики колонок;
  • способ подключения источника звука и тип питания;
  • конструкция колонок, материал корпуса;
  • дополнительные функции (встроенный плеер, беспроводные интерфейсы и пр.).

Определитесь, для чего покупаете колонки

Перед покупкой колонок определитесь с тем, с какой целью это делается. Одно дело, улучшить качество звучания при разговорах по Skype или просто создание музыкального фона. В этом случае реально обойтись небольшими настольными колонками с невысокой стоимостью. Причем в самом портативном варианте для них даже не потребуется отдельного источника питания – можно выбрать колонки, которые подключаются к источнику звука (а это обычно компьютер или ноутбук) по USB и по нему же получают питание. В остальных случаях для электропитания используется стационарная сеть.

Если же речь идет о том, чтобы не просто сформировать звуковой фон, а создать правильную и качественную звуковую картину, нужно выбирать стереоколонки 2.0 с хорошим частотным диапазоном и показателем мощности или смотреть в сторону формата 2.1. Для тех, кто мечтает о реалистичной звуковой картине при просмотре фильмов или игре в компьютерные и консольные игры, выпускаются колонки в форм-факторе 5.1 и более. Стоит отметить, что для качественного воспроизведения музыки это не обязательно. Хорошая акустическая система 2.1 прекрасно справится с любым звуковым материалом.

Определяемся с форматом акустической системы

Определившись с тем, зачем вам нужны колонки, следует определить, какой формат системы нужен. Выбирать предстоит между форматами 2.0, 2.1, 5.1 и 7.1. Разберем, что они собой представляют:

  • 2.0 – стереоколонки. Воспроизводят звук, качество и мощность которого зависит от конструкции колонок. Оснащаются разным количеством динамиков, в зависимости от цены. В самой простой конфигурации устанавливается по одному динамику на колонку. Максимальное количество зависит от конструкции и количества полос;
  • 2.1 – также обеспечивают воспроизведение стереозвука, но в состав комплекта входит дополнительная низкочастотная колонка-сабвуфер. Через сабвуфер выводится низкочастотный звук, а через две стереоколонки выводятся высокие и средние частоты;
  • 5.1 – расширенный вариант 2.1 систем. Для формирования объемной звуковой картины добавлены две тыловые колонки и одна по центру. Для использования такой акустики нужно иметь место для размещения, возможность для подключения, а также соответствующий материал. Источник звукового сигнала должен сформировать многоканальный звук, что обычно делается с помощью специальных декодеров, например DTS;
  • 7.1 – дальнейшее развитие 5.1 систем, в которые добавляются две тыловые колонки. Позволяют получить еще более впечатляющую звуковую картину при условии наличия соответствующего исходного материала.

Кроме формата колонок следует обратить внимание и на их размеры. Ведь колонки бывают как небольшими, так и очень даже габаритными. Соответственно, стоять они тоже могут на столе, на полке, на полу (правда, сабвуфер всегда следует ставить на пол, если вы хотите получить на самом деле полноценные низкие частоты), быть подвешенными на стене. Вариантов много и нужно ориентироваться не только на формат системы, но и как она разместится в комнате. Тут все зависит от дизайна, ведь колонки, особенно многоканальные, это не только устройство для воспроизведения звука, но и интерьерные предметы. Кроме того, размер напрямую влияет на цену. Хорошая напольная акустика стоит намного дороже полочной и тем более настольной.

Технические характеристики колонок

Разобравшись с форматом акустической системы и размерами, перейдем к техническим характеристикам.

Про мощность колонок

Первая из характеристик – мощность. Она показывает то, насколько громко и без искажений колонки воспроизводят звук. На какую мощность выбрать колонки? Все зависит от того, в каком помещении их планируется установить. Для фона на рабочем месте рядом с компьютером вполне достаточно колонок с мощностью до 5 Вт. Для небольшой комнаты достаточно колонок, выдающих от 5 до 20 Вт, а чтобы прокачать большой зал и устроить дискотеку, нужны колонки на 50 Вт и более. Кроме того, в акустических системах отдельно указывается мощность сабвуфера. Чем она больше, тем эффектнее будут взрывы и прочие низкочастотные звуки. В среднем она составляет от 20 Вт и более.

При выборе колонок нужно учитывать, что мощность бывает пиковой Р.М.Р.О. и среднеквадратичной RMS. Некоторые производители лукавят и в рекламе колонок указывают пиковую мощность. Хорошо узнать, что в пике колонка способна отдавать много ватт, но для оценки реальных возможностей необходимо среднеквадратическое значение. Именно оно показывает, на каком максимальном уровне колонка способна воспроизводить длительное время звуки без искажений и повреждения динамиков.

Частотный диапазон

С частотным диапазоном все просто. Человеческое ухо в идеале воспринимает звуки в диапазоне частот от 20 Гц до 20 кГц. Хорошим колонкам нужно охватывать этот диапазон как можно полнее. Но в реальности весь слышимый диапазон охватывает дорогая профессиональная техника. Большинство колонок охватывают диапазон частот от 40 Гц до 20 кГц. Для нормального воспроизведения низких частот и достижения как можно более низкого значения частоты как раз и нужен сабвуфер. Без него любителю басов и рокота моторов никуда!

Следующий момент – отношение сигнал/шум. Измеряется он в децибеллах и чем больше имеет значение, тем лучше. Это связано с обеспечением минимального уровня шумов.

Количество полос

Чтобы колонка воспроизводила как можно больший диапазон частот и делала это качественно, в нее устанавливают несколько динамиков, работающих в разных частотных диапазонах. Соответственно, колонки бывают одно-, двух- и трехполосными. Делается это из-за того, что в природе не существует идеального динамика, способного качественно воспроизводить весь диапазон частот. Поэтому устанавливают несколько динамиков, хорошо работающих в определенном диапазоне: на низких, средних или высоких частотах.

Как колонка определяет, на какой динамик подавать звук? Для этого в нее устанавливаются фильтры-кроссоверы. Они и обрезают звуковой сигнал до нужного частотного диапазона для каждого динамика.

В какой-то мере количество полос говорит о том, сколько динамиков установлено в колонке. Но это справедливо только для однополосной акустики. В ней всегда стоит один динамик. А вот в двухполосной, например, устанавливают два или три динамика. В первом случае низкие частоты воспроизводит один динамик, во втором – два. То есть, в двухполосной колонке стоит не менее двух динамиков, а в трехполосной – не менее трех.

Колонки однополосного типа являются самыми недорогими решениями, двухполосные и трехполосные стоят по-разному, в зависимости от других характеристик (материал корпуса, мощность, диапазон частот и пр.). Преимущество двухполосной системы перед однополосной заключается в более качественном воспроизведении высоких частот, а трехполосной по сравнению с двухполосной – в лучшей передаче низких и средних частот.

Можно дать следующую рекомендацию: если вы выбираете между двух- и трехполосными колонками одной ценовой категории, лучше брать трехполосные, так как они воспроизводят звук качественнее. Кстати, есть акустические системы и с большим количеством полос (четыре и пять), но они стоят очень дорого.

Тип и материал корпуса

Перейдем к типу корпуса колонки и материалу, из которого их изготавливают. По типу корпуса различают:

  • закрытые колонки. Самый стандартный корпус, который обычно имеет форму корпуса, близкую к прямоугольнику. Используется в недорогих колонках;
  • колонки с фазоинвертором. Отличный вариант для воспроизведения низких частот;
  • колонки со звуковым лабиринтом. Считается, что в этом случае качество звука – лучшее. Но при этом эта конструкция – самая дорогая.

Колонки изготавливают из разных материалов. От того, из чего сделан корпус колонки, серьезно зависит качество звука. Он бывает пластиковым, деревянным, фанерным, из МДФ или ДСП. Считается, что пластик отрицательно сказывается на звуковых характеристиках, поэтому корпуса из него в основном используются для изготовления недорогих колонок.

Дерево хорошо тем, что позволяет реализовать качественное звучание. Но колонки с деревянным корпусом обычно обходятся дорого в производстве и стоят недешево. Поэтому в большинстве случаев используется не дерево, а фанера, ДСП или МДФ. Такой вариант обходится дешевле, но при этом качество звука получается выше, чем у изделий из пластика.

В корпусе колонки не должно быть отверстий, так как они отрицательно сказываются на качестве звука. Исключением являются фазоинверторы. У них с лицевой стороны располагаются отверстия для качественной передачи басов.

Стоит отметить, что разница в качестве звука у колонок с пластиковым и деревянным (фанерным, МДФ, ДСП) корпусом заметна только при воспроизведении музыки или звуковой дорожки на высоком уровне громкости.

Подключение колонок и дополнительные функции

Колонки различаются не только по своим характеристикам, но и по способу подключения к источнику звука. Широко распространен 3,5-мм разъем или RCA. С помощь 3,5 мм разъема колонки подключаются к выходу звуковой карты, гнезду для наушников и пр., через RCA – к усилителю и пр. Но это не единственные способы включения колонок. Модели предназначенные для компьютеров могут подключаться по USB. Поэтому внимательно смотрите, каким способом подключаются колонки и сможете ли вы включить понравившуюся модель в свои источники звука.

Современные колонки – это часто не просто устройства для воспроизведения передаваемого с усилителя звука. Нередко они представляют активную систему, то есть, оснащены встроенным усилителем. Соответственно, производители оснащают их пультами управления, позволяющими задавать громкость, не подходя к колонкам. Правда, бывает и так, что производитель выносит всю систему управления на пульт, а это не всегда удобно. Лучше, когда элементы управления усилителем и другими функциями, встроенными в активные колонки есть на корпусе системы и на пульте. Пульт бывает проводным и беспроводным и позволяет регулировать громкость, высокие и низкие частоты.

Кроме того, электроника становится все миниатюрнее. Следовательно, в колонке поместится не только усилитель, но и встроенный плеер, а также устройство для чтения носителей информации. Обычно внешние носители (флешки) читаются через USB-порт, но есть и системы с картридерами.

Еще одна дополнительная функция, встраиваемая в современные колонки – беспроводная связь с источником сигнала по Bluetooth. Она полезна и используется, например, для того, чтобы передать музыку со смартфона на колонку, не выполняя непосредственного проводного подключения.

Ценовой диапазон

Колонки – разнообразный товар, соответственно и цена на них различается в широких пределах: от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч рублей. Условно весь спектр моделей делится на следующие категории:

  • до 1000 рублей. Колонки минимального размера с питанием от USB. Пригодны для получения фонового звукового сопровождения с небольшой громкостью;
  • от 1000 до 3000 рублей. Эти колонки можно использовать для воспроизведения музыки и в домашних кинотеатрах.
  • выше 3000 рублей. В эту категорию входят многоканальные системы, комплексы, которые используются не только для воспроизведения звука от других источников, но и в качестве мультимедийных плееров или музыкальных центров.
Читать еще:  Как выбрать лонгборд для начинающих
Ссылка на основную публикацию