Как выбрать на кого пойти учиться
Как выбрать на кого пойти учиться
Методика предназначена для выбора профессии в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации как подростков, так и взрослых. Для выполнения теста нужно ответить на ряд простых вопросов, касающихся ваших предпочтений. Вопросы будут показанны один за другим и на каждый вопрос будет предложенно два варианта ответов. Вы должны выбрать только один из них. Для того чтобы выбрать ответ достаточно просто нажать на него.
Профессия данного типа подходит Вам, если Вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию. Вероятно, Вы – человек мечтательный, лиричный, добрый. Любите животных, растения, вообще живую природу. Умеете чувствовать “настроение” пейзажа, времени года. Для Вас природа – живое, одухотворенное существо. Вы предпочитаете уединяться в каком-нибудь живописном уголке. Скорее всего, у Вас дома есть домашние животные. Неудивительно, если Вы немного пишете стихи и всегда с удовольствием перечитываете в книгах описание пейзажей.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
- животные, условия их роста, жизни;
- растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
- изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
- выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
- проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
- развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
- поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
Профессия данного типа подходит Вам, если Вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если Вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если Вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки. У Вас технический склад мышления. Любимые предметы – математика и физика, в свободное время возитесь с различными механизмами. Знаете практически все модели автомобилей. По характеру такой человек немногословен, предпочитает сразу же приступить к делу, любит ручной и физический труд. Вы сдержанны, основательны в своих поступках и решениях.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
технические объекты (машины, механизмы);
материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
хорошая координация движений;
точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
развитое техническое и творческое мышление и воображение;
умение переключать и концентрировать внимание;
Профессия данного типа подходит Вам, если Вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если Вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т.п. Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации. Можно предположить, что Вы склонны к уединению. Предпочитаете кропотливый труд – проведение сложных расчетов, занятие кодированием. Любите рассуждать на абстрактные темы.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
хорошая оперативная и механическая память;
способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
хорошее распределение и переключение внимания;
точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
Профессия данного типа подходит Вам, если Вы любите создавать. Это все творческие специальности. Вы – человек эмоциональный, увлекающийся, часто действуете по настроению, импульсивно. Мечтательны, любите фантазировать. Может, владеете музыкальным инструментом, рисуете, пишете стихи, увлекаетесь моделированием одежды, дизайном. Такие люди любят модно одеваться, стараются придать своей внешности блеск, артистичность, оригинальность. В жизни не любят однообразия и уныния, всегда стремятся наполнить ее особым смыслом.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек художественный образ» является:
художественный образ, способы его построения, его роли, элементы и особенности.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
художественные способности; развитое зрительное восприятие;
наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
Профессии данного типа подходят Вам, если Вы – человек общительный, активный, живой и подвижный. У Вас много друзей, Вам нравится бывать в компаниях. Вы наблюдательны, умеете понимать характеры людей, их настроения, знаете, как вести себя в той или иной ситуации, как разрядить напряженную атмосферу, уладить ссору между друзьями. Вам интересно размышлять о том, какие внутренние причины лежат в основе того или иного поступка знакомого человека, какие цели он перед собой ставил, чего добивался. Вы умеете установить психологический контакт с собеседником, поддержать интересную беседу.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
умение сдерживать эмоции;
способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
способность владеть речью, мимикой, жестами;
развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
На кого лучше пойти учиться после выпуска?
Массовый опрос детей 13–15 лет показал: школьники задаются вопросом, куда лучше пойти учиться, задолго до школьного выпуска. Сложность ответа в том, что правильных решений здесь несколько, но плана их принятия нет. Точнее, он есть, но в столь юном возрасте неизвестен.
Для ликвидации пробела предлагаем четкий алгоритм действий по выбору профессии. Начать стоит с уровней учебных заведений, открытых школьникам:
- Колледж. Принимает абитуриентов после 9 и 11 класса на курсы среднего профессионального образования.
- Бакалавриат (вуз) – первая ступень высшего образования. В плане поступления его предпочтение сулит больше сложностей (конкурс, тестирование, обязательные дисциплины по ЕГЭ). Зато через 4,5–5,5 года студент получает степень бакалавра.
- Школа бизнеса – возможность отсрочить решение о выборе профессии, но приобрести навыки, полезные каждому (и возможность начать зарабатывать деньги).
- Курсы. Здесь многое зависит от качества школы преподавания, состава программы обучения, направления. Практика показывает, их окончание целесообразно параллельно с получением профессии.
Чем руководствоваться при выборе специальности?
Выбор профиля (будущей профессии) – второй важный вопрос. Здесь есть 5 направлений (и до 50 профилей в каждой группе).
- Техническое. Все, что касается техники: сборка, наладка, обслуживание, настройка компьютерных сетей. Юношам, тяготеющим к компьютерным играм, информатике, следует пойти учиться на программиста, системного/сетевого администратора (факультет Информационных технологий). Девушкам подойдет профессия дизайнера-технолога.
- Экологическое (метеорология, ветеринария, медицина).
- Гуманитарное (переводы, педагогика).
- Сервисный профиль – торговый (коммерческий, управленческий), гостиничный, маркетинговый (рекламный).
- Художественный (творческая профессия, связанная с театром, кино, музыкой).
Руководствоваться при выборе стоит данным списком, предпочтениями, личностными характеристиками, финансовыми возможностями (стоимость образовательных программ сильно отличается). Всегда полезно обратить внимание на аттестат – предметы, по которым у абитуриента самые высокие баллы.
Помощь со стороны при выборе профессии
Выбор профессии не терпит спешки. Здесь важно проанализировать внутренние возможности, задействовать все инструменты поиска, включая внешние инструменты и технологии. Что сюда относится:
- Помощь семейного совета. Профиль – это не приговор, единожды допустив ошибку, его можно сменить. Но переквалификация требует времени, денег, сил. Ошибаться можно, но не выгодно. А члены семьи с профессиональной подготовкой (высшей, средней специальной) прошли определенный путь, владеют знаниями, готовы советовать.
- Школьные тесты на профессиональную ориентацию. Анкеты разработаны опытными психологами, экспертами области НОТ, постоянно обновляются, совершенствуются. Результаты тестирования не приоритетны, но могут оказаться полезными при выборе между 2–3 специальностями.
- Консультация приемной комиссии выбранного учебного учреждения. Серьезные ссузы, вузы заинтересованы в выпуске востребованных специалистов, трудоустройстве выпускников, высоких отметках (которые определяет заинтересованность учащихся). Члены комиссии обязательно откликнутся на просьбу абитуриента дать совет, куда поступать.
- Посещение Дней открытых дверей образовательных учреждений. Авторитетные вузы (и Университет «Синергия» не исключение) приглашают на мероприятия состоявшихся представителей актуальных профессий с опытом работы в различных сферах. Короткое описание специальности профессионалом нередко помогает принять правильное решение.
- Рекомендации учителей. Квалифицированный педагог способен объективно оценить способности ученика – обрисовать спектр профессиональных перспектив с учетом его предрасположенностей.
Какую профессию выбрать после выпуска из 11 класса?
Решая, на какую профессию лучше пойти учиться, выпускаясь из школы (11 класс), необходимо ориентироваться:
- на спрос работодателей (дефицитные специальности, наиболее распространенные вакансии);
- актуальность профиля (будущее специальности);
- размер заработной платы (амбиции, уровень цен);
- набор смежных специализаций.
Сегодня особенно востребованы прикладные специализации – программист, бухгалтер, экономист, переводчик. Топ-10 наиболее перспективных для быстрого трудоустройства (с растущей зарплатой) направлений выглядит так:
- IT-специалист;
- маркетолог;
- финансист (экономист, аудитор, бухгалтер);
- веб-дизайнер;
- юрист;
- финансовый менеджер;
- сотрудник банка (кредитный эксперт);
- рекламный агент;
- актер;
- переводчик.
Наиболее популярные профессии среди выпускников 9 класса
Школьники, желающие начать карьеру раньше сверстников, выбирают колледж. В этом случае предпочтение стоит отдать профилям, используемым (эффективным, прикладным) в любой сфере коммерческой деятельности:
- информационные системы (системный администратор, помощник сетевого администратора);
- правоведение (помощник корпоративного юриста, социальный работник);
- банковское дело (кассир, консультант);
- экономист, бухгалтер;
- дизайнер среды (художник, иллюстратор).
Перечисленные специальности доступны на уровне среднего специального образования (колледж при «Синергии»), открыты для дальнейшего обучения (бакалавриат, магистратура).
Среднее профессиональное образование или высшее образование?
5 лет назад высшее образование пользовалось безусловным предпочтением большинства школьников. Сегодня 60% выпускников 9 и 11 классов склоняются к среднему профессиональному. Оба варианта имеют плюсы и минусы. Здесь нужно рассматривать планы абитуриента на будущее. Колледж – для тех, кто готов приступать к работе, строить карьеру, планирует получить 2 и более специальности. Вуз – выбор целеустремленных студентов, нацеленных на высокую зарплату с первого дня устройства, быстрый профессиональный рост.
Сибирская Региональная Школа Бизнеса (колледж)
Пока ты маленький, ты можешь позволить себе выбирать профессии хоть каждый год.
Но чем старше ты становишься, тем серьезнее нужно относиться к выбору своей будущей профессии.
Очень хочется, чтобы будущая специальность была интересной, при этом приносила одновременно удовольствие и хорошие деньги.
Можно совместить и то, и другое?
Конечно же – можно, если отнестись к выбору профессии с умом.
Почему так трудно решить, на кого можно пойти учиться?
Вспомните, сколько раз вы в детстве и подростковом возрасте меняли мечту о будущей профессии.
Я, наверное, раз 10.
Кем я только ни планировала быть: учительницей, врачом, банкиром, директором, археологом, журналистом, предпринимателем и т.д.
Но настоящие муки выбора пришлось испытать в старших классах, когда от мечтаний нужно было переходить к конкретным решениям и определяться с будущей профессией.
Если вы тоже пытаетесь решить, на кого пойти учиться, не лишними для вас будут полезные советы:
- Реально оцените свои способности.
- Вы мечтаете о карьере банкира, но лишь доброта вашей математички позволяет вам получить годовую оценку в 4 балла, вместо заслуженной единицы?
- Ну, тогда вряд ли вы сможете получить экономическое или финансовое образование.
- Подумайте, чем бы вам хотелось заниматься.
- Холодный расчет при выборе будущей профессии – дело, конечно, хорошее, но лишь им ограничиваться нельзя.
- Ходить изо дня в день на ненавистную работу очень тяжело.
- Все же профессиональная деятельность должна приносить удовольствие.
- Смотрите на сумму своей будущей зарплаты.
Пока вы находитесь на содержании родителей, можно позволить себе бескомпромиссность «пойду учиться на философа, ведь деньги – не главное», но ваши убеждения изменятся, когда вы начнете жить отдельно.
Профессия должна вас кормить.
Если не кормит, значит вы ошиблись с выбором.
Учитывайте перспективность профессии в будущем.
Думая, на кого пойти учиться, не забывайте, что ваш трудовой путь только начинается, а значит глупо выбирать профессию, которая вскоре уйдет в небытие.
К специальностям, что исчезнут через 10 лет, эксперты относят: библиотекаря, архивариуса, турагента, бурильщика, нотариуса, каскадера, стенографиста, логиста и некоторых других.
Не забывайте о востребованности специальности.
Допустим, вас манит археология.
Вы мечтаете о том, как будете ездить на раскопки, искать сокровища, открывать цивилизации.
Но подумайте, насколько эта отрасль востребована и легко ли вам будет найти работу, если вы решите пойти учиться на археолога?
Я думаю, вряд ли.
А еще важно оценить реально свои шансы поступить в выбранный вуз, колледж, техникум или какое-то другое учебное заведение.
Если в нем слишком большой конкурс, ваш средний балл – так себе, да и ЗНО или ЕГЭ вы практически провалили, а платное обучение не по карману вашим родителям, возможно, придется попрощаться с мечтой и пойти учиться на кого-то другого.
Кто поможет решить, на кого пойти учиться?
Решить, на кого можно пойти учиться, – очень сложно, ведь и правильный, и неправильный выбор повлияют на вашу дальнейшую жизнь. Конечно, без помощи в столь серьезном деле обойтись очень сложно.
Вот кто может вам помочь решить, на кого можно пойти учиться:
Позволять им принимать решение за вас – неправильно, но и полностью отвергать их советы нельзя.
Они старше и явно больше разбираются в реалиях этой жизни.
Вы же пока можете судить о ней, лишь ориентируясь на чужой опыт.
А если так, то почему бы не воспользоваться опытом родителей, которые точно будут советовать лишь то, что пойдет вам во благо?
Существует великое множество разнообразных тестов, результаты которых помогут вам в выборе профессии.
Если у ваших родителей есть знакомые, работающие в кадровом агентстве или в государственной «Бирже труда», попросите их дать вам информацию:
какие специальности пользуются спросом;
какие лучше всего оплачиваются;
людям с каким образованием и опытом работы труднее всего найти вакантное место и т.д.
Только нужно найти психолога, что специализируется именно на профориентации и личностном росте.
Такой специалист даст вам дельный совет, на кого можно пойти учиться.
- Те, кто уже имеет опыт работы в профессии, которую и вы стремитесь получить.
Допустим, хотите вы стать электриком.
Поговорите с парочкой электриков с приличным опытом работы и попросите их рассказать о плюсах и минусах ремесла.
Чем больше информации вы соберете, тем легче вам будет решить, на кого пойти учиться после 9 или 11 класса.
На кого пойти учиться после 9 класса мальчикам и девочкам?
Я не очень понимаю, что заставляет людей бросать школу после 9 класса вместо того, чтобы получить законченное среднее образование.
Желание стать материально независимым?
Ну, так не факт, что после своего ПТУ вы найдете высокооплачиваемую работу.
Материальное положение семьи?
Так вносите свою лепту, подрабатывая курьером, копирайтером, раздавая листовки, выгуливая соседских собак и т.д.
Это пройдет, но принятое по глупости решение останется.
Конечно, пока вы не получите законченное среднее образование, думать о высшем учебном заведении нельзя.
Девятиклассникам доступны лишь колледжи, профессиональные училища, техникумы.
Окончив колледж, училище или техникум, вы получите полное среднее и одновременно специальное образование.
Сделать серьезную карьеру без высшего образования нельзя, поэтому амбициозные выпускники названных учебных заведений, все равно потом поступают в институт, университет или академию.
Если я не смогла вас убедить остаться в школе и вы по-прежнему думаете, на кого пойти учиться после 9 класса, вот вам список профессий, которые вы можете освоить.
1. На кого можно пойти учиться после 9 класса мальчикам?
Согласно статистике, мальчики чаще, чем девочки думают о том, на кого пойти учиться после 9 класса.
Может быть, поэтому выбор мужских профессий в техникумах, колледжах и профессиональных училищах больше чем женских.
- Менеджер
- Дизайнер
- Программист
- Юрист
- Менеджер по продажам
- Специалист банковского дела
2. На кого пойти учиться после 9 класса девочкам?
Девочки не должны работать тяжело физически, поэтому им следует выбирать профессию, не требующую больших нагрузок.
К сожалению, большинство женских профессий, название которых вы найдет в списке, хотя и не требуют длительного обучения и недюжинных способностей, оплачиваются не слишком хорошо.
- Бухгалтер
- Парикмахер
- Секретарь
- Визажист
- Кассир
- Флорист
- Технолог-эстетист
- Дизайнер
- Юрист
- Специалист банковского дела
3. На кого можно пойти учиться после 9 класса дети обоих полов?
ХХ – ХХІ века – периоды борьбы за равенство полов и в этой борьбе были достигнуты определенные успехи.
Например, существует множество профессий, которые могут получить и мальчики, и девочки после 9 класса.
- Менеджер по продажам
- Юрист
- Продавец
- Массажист
- Администратор
- Дизайнер (дизайн интерьеров, ландшафта, компьютерная графика и т.д.)
- Менеджер
- Рекламный агент
- Социальный работник
На кого пойти учиться после 11 класса? Да на кого угодно!
Решив получить полное среднее образование, то есть – закончить 11 классов, вы поступили крайне разумно.
Выбор специальностей, которые можно получить после 11 класса, достаточно велик.
К тому же, вам доступны для поступления не только колледжи, училища и техникумы, но и такие учебные заведения, как университеты, институты, академии и т.д.
Естественно, высшее образование позволяет вам рассчитывать на более высокооплачиваемую работу и карьерный рост.
Чтобы пойти учиться после 11 класса именно туда, куда вы давно мечтали, нужно:
Получать в школе не только хорошие оценки, но и реальные знания.
Уже 10 – 11 классе начать налегать на те предметы, которые вам нужны для поступления.
Посвятить последний год в школе самообразованию, посещению курсов при высшем учебном заведении, в которое вы хотите поступить, занятиям с репетитором и т.д.
Сдать ЕГЭ или ЗНО с максимально высоким результатом.
Твердо верить в то, что у вас все получится и прилагать для достижения цели максимум усилий.
1. На кого пойти учиться после 11 класса юношам?
Исключительно мужских профессий, которые можно получить после 11 класса, не так уж много.
Но все же существуют те сферы, которые девушки предпочитают обходить стороной и которые считаются «мужскими».
- It-сфера
- Финансист
- Спасатель
- Экспедитор
- Моряк
- Механизатор
- Таможенник
- Военный
- Священник
- Водолаз
- Инженер
- Летчик
2. На кого можно пойти учиться после 11 класса девушкам?
Если есть мужские профессии, то, безусловно, должны существовать и женские…
Конечно, юные барышни могут бороться за равноправие и становиться водолазом, спасателем или айтишником, вот только, зачем это делать, если есть более подходящие для женского пола специальности?
А еще я считаю, что девушки должны пойти учиться в университет или институт, чтобы в будущем не вкалывать по 15 часов в сутки и не рисковать своим здоровьем.
- Парикмахер
- Визажист
- Учитель
- Музейный работник
- Дизайнер
- Искусствовед
- Библиотекарь
- Косметолог
- Флорист
- Кондитер
3. На кого можно пойти учиться после 11 класса и тем, и другим?
Конечно, большинство специальностей, которые можно получить после 11 класса, доступны и юношам, и девушкам.
Думая, на кого пойти учиться, рассмотрите вот такие универсальные варианты.
- Юрист
- Банкир
- Врач
- Переводчик
- Журналист
- Маркетолог
- Актер / актриса
- Музыкант
- Рекламист
- Химик
- Технолог пищевой промышленности
- Менеджер
- Фармацевт
- Агроном
Конечно, это далеко не весь перечень профессий, которые могут получить выпускники 11 класса.
Вам доступны и многие другие специальности.
Умному, упорному, трудолюбивому, хваткому, ответственному, наделенному многими талантами человеку под силу реализоваться в любой сфере.
8 советов родителям, как помочь своему ребёнку выбрать профессию
Не все школьники способны прочитать обязательную программу по литературе, а мы хотим, чтобы они выбрали дело на всю жизнь. Родителям надо подсказать выпускнику, куда идти учиться, при этом не испортить ему будущее.
Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, — опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.
Нормальное желание родителей — помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.
1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность
К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:
Ребёнок должен выбрать профессию сам.
Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.
Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер — вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.
2. Разберитесь, какие профессии востребованы
Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.
Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!
Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо учить языки и посещать какие-то курсы.
3. Покажите профессии изнутри
У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.
На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.
Мои родители — преподаватели. Заклинали не идти в педагогику, ну я и не пошла.
О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.
Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.
4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах
Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.
Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.
Конечно, переезд ребёнка в другой город — это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.
5. Забудьте про тесты профориентации
Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования — безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.
6. Не путайте любимый урок в школе и профессию
Стандартная логика: хорошо даётся математика — иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература — на филолога, ничего не нравится — тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.
Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.
Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.
7. Не заставляйте непременно поступать в вуз
Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.
Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.
Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.
8. Не заставляйте заканчивать обучение
В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал — заканчивай».
После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное — получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».
Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.
Чек-лист заботливого родителя
Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:
- Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
- Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
- Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
- Дать максимум информации о разных профессиях.
- Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
- Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.
А вам родители помогали с выбором?