Как выбрать ресивер

Как выбрать ресивер

Как выбрать аудио/видео ресивер, статья. Портал “www.hifinews.ru”

Сохранить и прочитать потом —

Что такое AV ресивер?

A/V ресивер сочетает в одном корпусе три аудио компонента. В первую очередь, он выполняет традиционные функции предварительного усилителя звука и во-вторую – оконечного усилителя мощности. Звук в любом домашнем театре начинается с низкоуровневых аудио сигналов, поступающих от таких источников, как ТВ приставки, всевозможные плееры и др. Сегодня этот аудиосигнал уже чаще цифровой, чем аналоговый. Принятый цифровой сигнал конвертируется в аналоговую форму и при необходимости усиливается для повышения громкости или подвергается коррекции с помощью регуляторов тембра, чтобы поднять / понизить уровень низких / высоких / средних частот перед отправкой на усилитель мощности. Единственная задача усилителя мощности в «умощнении» выходного аудиосигнала, чтобы он мог легко «управляться» не только легкими диффузорами маленьких динамиков, но и обеспечивал мощные басы с помощью больших и тяжелых излучателей сабвуферов.

Современные A/V ресиверы одновременно выполняют и третью важную функция, которая заключается в декодировании и управлении многоканальными цифровыми саундтреками (звуковыми дорожками) кинофильмов и музыкальных записей с Blu-ray и DVD дисков, потоковых аудио / видео сервисов из сети. Первоначально система обработки звука для получения объемного звучания (surround sound) могла выполняться в виде отдельного процессора, но теперь она полностью интегрирована в блок предварительного усиления современного ресивера. Такие процессоры звука позволят выводить оригинальный двухканальный стерео материал уже в форме многоканального звука с полноценным использованием всех громкоговорителей многоканальной акустической системы.

Блок предусилителя ресивера также обеспечивает переключение с одного источника на другой, так что вы можете одним нажатием кнопки перейти от просмотра фильма с Blu-ray плеера к телевизионному эфирному шоу. Так как ресивер при этом должен переключать и аудио, и видео сигналы, современные ресиверы, включая тракт для видеосигнала, обеспечивают и некоторую его обработку, что упрощает подключение к HDTV различных типов видео источников и может способствовать повышению качества изображения.

Современные ресиверы обладают дополнительными функциями, которые позволяют оптимизировать качество звука под акустические условия помещения и, в зависимости от типа звука, адаптировать его, исходя из своих собственных предпочтений. Подробнее об этом далее.

Каналы и мощность

Естественно, что ресиверы с расширенными функциональными возможностями стоят дороже, но основное достоинство более дорогих ресиверов повышенная мощность звука. Отличный усилитель с запасом по мощности будете естественно повышать громкость в сложных аудио пассажах без проявления слышимых искажений. Хотя определить действительно необходимую потребность в мощности порой бывает сложно. Все зависит не только от размеров комнаты и эффективности преобразования акустическими системами электрической энергии в звуковое давление. Дело в том, что нужно учитывать используемые производителями разные подходы в оценке мощности и единицы измерения, для того чтобы сравнивать ресиверы объективно. Например, есть два ресивера, и у обоих заявленная номинальная мощность по 100 Вт на канал, с коэффициентом нелинейных искажений 0,1 % при работе на 8-ми омные стереоколонки. Но один из них может не соответствовать этим требованиям при повышенной громкости, когда нужно будет воспроизвести сложный многоканальный фрагмент музыкальной записи. При этом некоторые ресиверы будут «захлебываться» и снижать выдаваемую мощность сразу на всех каналах или даже временно отключаться, чтобы избежать перегрева и потенциальной возможности выхода из строя.

Выявить подобные недостатки усилителей помогает тестирование на испытательном стенде. Наиболее серьезные тесты становятся настоящей пыткой для усилителя. С подобными нагрузками при воспроизведении реального звука усилители могут встретиться очень редко. Зато способность усилителя выдавать одновременно по всем каналам определенную в технических характеристиках мощность, подтвердит надежность источника питания и способность ресивера управлять вашей акустической системой во всем динамическом диапазоне, от оглушительного грохота до едва слышного шепота. Имейте в виду, однако, что ресивер с более мощным усилителем сегодня уже не всегда более крупный и тяжелый. Новые современные типы схем, в частности усилители класса D, способны более эффективно передавать мощность в нагрузку (акустическую систему), чем традиционные усилители класса АВ или класса А. Тем не менее, исходя из отзывов, это новое поколение усилителей класса D, похоже, сильно различается по качеству звука. Поэтому при выборе покупки, послушайте ресивер или хотя бы почитайте о нем отзывы.

Ресиверы, сертифицированные на соответствие требованиям THX, работая совместно с THX сертифицированной акустикой, обеспечат необходимый уровень громкости в помещении, на объем которого они рассчитаны.

Сколько каналов усиления и аудиоколонок вам необходимо? Многие эксперты сходятся во мнении, что 5.1 канальной конфигурации достаточно для создания впечатляющей системы домашнего театра. Она включает в себя передние левую, центральную и правую колонки, а также пару задних источников звука, в идеале размещаемых вдоль боковых стен и немного позади основных мест для зрителей. Отдельный сабвуфер допускает достаточно произвольное размещение. До недавнего времени было мало музыкальных записей и фонограмм фильмов с поддержкой семи каналов, что делало 7.1 канальные системы мало востребованными. Современные записи на Blu-ray дисках уже предлагают цифровой звук высокого разрешения с поддержкой 7.1 канальных саундтреков. Тем не менее, расширение 5.1 канальной акустической системы не следует считать требованием сегодняшнего дня, хотя сегодня только самые дешевые ресиверы имеют менее семи каналов усилиния. Эти два дополнительных канала могут быть использованы для подключения задних колонок, но большинство ресиверов могут быть сконфигурированы для озвучивания через них в стереоформате второго помещения.

Кроме 7-ми канальных ресиверов, могут быть 9-ти или даже 11-ти канальные (с линейными выходами усилителя), которые позволят добавить фронтальные верхние колонки и дополнительные по ширине звуковой сцены. Получив, таким образом, искусственное расширение 5.1 канальных саундтреков. Однако, без соответствующих многоканальных саундтреков целесообразность искусственного добавления каналов остается спорной.

Режимы объемного звучания

Множество поддерживаемых ресиверами режимов пространственного звучания еще более усугубляют кажущуюся новичкам сложность настройки и выбора режимов. Но некоторые режимы в определенной степени просто дублируют друг друга, представляя собой реализации сходных функций конкурирующими технологиями. Dolby, DTS, Audyssey и THX добавляют в ресиверы свои собственные оптимальные режимы объемного звучания.

Конечно, не возбраняется и даже поощряется экспериментирование с использованием этих режимов, но большинство читателей ждет советов типа: Какой режим звучания лучше подойдет для прослушивания отдельных саундтреков. Современные ресиверы поддерживают Dolby Digital и DTS, необходимые для декодирования любых саундтреков с DVD, форматы звука высокого разрешения Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio подойдут для Blu-ray дисков. Последние современные форматы кодирования звука заметно превосходят использовавшиеся ранее форматы сжатия с потерями, что являются одной из наиболее весомых причин для обновления вашего аудио / видео ресивера. Большинство телепередач использует сегодня Dolby Digital, а звук потокового контента может быть записан с поддержкой Dolby Digital Plus, который обеспечивает скромные преимущества в эффективности передачи и качестве звука, по сравнению с традиционными потерями Dolby Digital. Выберите на новом ресивере автоматическую настройку режима объемного звучания. Если с Blu-ray плеера или другого цифрового источника Вы имеете на аудио выходе битовый поток, ресивер должен распознать исходный материал и автоматически установить режим объемного звука.

Следующий комплект аудио режимов ресиверов предназначен для декодирования двухканальных источников и преобразования двухканальных стереозаписей или телепередач в квази объемный звук. Вероятно, самые известные из них Dolby Pro Logic IIx и DTS Neo: 6. Их эффективность во многом зависит от качества аудиозаписи и они обычно доступны как часть Dolby и DTS.

Есть еще Dolby Pro Logic IIz и Audyssey DSX, чаще включаемые в ресиверы среднего и высшего класса. Эти режимы используются с имеющими расширенный комплект каналов усилителями и позволяют задействовать спереди дополнительные колонки, верхние и промежуточные по фронту. Еще раз можно отметить, что ценность использования этих режимов для воспроизведения 5.1 и 7.1 звуковых дорожек остается спорной.

Вы также можете обнаружить, что производители предлагают еще и свои собственные патентованные режимы для использования дополнительных каналов или преобразования стерео сигнала в объемный. Они различаются по эффективности, и стоит почитать отзывы или поэкспериментировать с ними, чтобы найти имеющие для Вас ценность. Кстати, в некоторых ресиверах есть еще режимы искусственной обработки звука, типа Стадион, Зал. Их использовать не стоит.

Компрессия и режимы громкости

Если повышенная громкость звуковых эффектов может тревожить соседей или семью, Вам поможет динамическое сжатие (компрессия) и нормализация громкости. В более комфортной для всех обстановке Вы сможете расслышать тихие диалоги на фоне раскатистых взрывов. Кроме того, компрессия фонограммы избавит Вас от необходимости судорожно искать регулятор громкости в момент агрессивных рекламных пауз. Некоторые ресиверы до сих пор имеют для этого режим Ночной, но обычно он уступает системам динамического сжатия Dolby, Audyssey, THX. Технологии Audyssey Dynamic EQ и THX Loudness Plus стремятся на пониженной громкости поддерживать надлежащий баланс частот и четкость диалога, так же как и Dolby Volume. Dolby Volume, как и Audyssey Dynamic Volume, поможет свести к минимуму колебания в громкости при переключениях между источниками и телепрограммами с разным уровнем громкости.

Обычные телепрограммы и фильмы с DVD дисков, прежде чем попасть на экран современного HDTV, подвергаются деинтерлейсингу и масштабированию, повышающему разрешение оригинальной картинки до формата Full HD. Наиболее часто эти функции выполняет сам телевизоре или источник видеосигнала. Но зачастую лучше всего это делают аудио / видео ресиверы с видеопроцессорами от уважаемых брендов, таких как Marvell Qdeo или Anchor Bay. Еще одним достоинством видеообработки на борту ресивера является возможность перекрестного преобразования композитного и компонентного сигналов от подключаемых к ресиверу аналоговых видеоисточников. Что позволяет всего одним кабелем HDMI соединить через ресивер эти источники с телевизором. Если это важно для вас, убедитесь в поддержке этой функции ресивером.

Автоматическая настройка и коррекция звука под условия помещения

Подобная настройка ресивера предполагает использование раздела меню, в котором необходимо указать: сколько и какого типа колонок в вашей аудиосистеме, их расположение относительно слушателя, возможности саундбара и какой уровень громкости должен быть установлен для каждой колонки. Чтобы слушатель получил в итоге сбалансированное звуковое поле. Вы можете проделать все это вручную, или же просто запустить автоматическую программу настройки с использованием специального микрофона. Подобная автоматическая настройка сегодня имеется во многих ресиверах. Кроме того, многие ресиверы дополнительно сглаживают амплитудно-частотную характеристику (АЧХ), выравнивая провалы, появляющиеся из-за дефектов акустики помещения. Что особенно полезно для низких частот.

Наиболее известны подобные системы настройки от компании Audyssey, которые называются MultEQ, используются в продуктах разного ценового уровня, с разными уровнями точности настройки. Другие производители ресиверов часто используют собственные аналогичные технологии настройки и коррекции звука под акустические условия помещения. Качество их работы может варьироваться от ужасного до впечатляющего.

Еще в прошлом году не так просто было найти ресивер с поддержкой высокоскоростной версии стандарта HDMI (версия 1.4), которая позволяет передавать 3D сигнал с 3D Blu-ray плеера на 3D телевизор, а также обладает поддержкой новой функции Возвратный аудиоканал (ARC). При просмотре получаемых из сети фильмов звуковой сигнал возвращается обратно на ресивер через тот же самый кабель HDMI. Теперь практически каждый аудио / видео ресивер поддерживает 3D, и большинство из них имеет достаточно много входов HDMI для подключения цифровых источников сигналов. Все труднее становится найти ресиверы в полной мере поддерживающие устаревающие интерфейсы, такие как S-Video, композитный и компонентный. Поэтому, если у вас есть такие источники сигналов, убедитесь, что ресивер поддерживает их и, что будет поддерживаться перекрестная конвертация всех входов на выход HDMI.

В 2012 году большую популярность получили возможности оперативного обмена медиафайлами между экраном телевизора и дисплеями планшетов и смартфонов. Удобный в этом отношении интерфейс AirPlay предлагает со своими устройствами Apple. Много ресиверов используют для реализации таких функций беспроводные интерфейсы Wi-Fi и Bluetooth. Оперативно получить на экран телевизора фото и видео позволяют слоты для карт памяти и порты USB для подключения внешних накопителей и док-станций смартфонов. Объединить все домашние устройства в единую медиа сеть позволяет поддержка ими технологии DLNA, как в проводном варианте через разъем Ethernet, так и через беспроводной Wi-Fi.

Читать еще:  Сварка инверторная как выбрать

Сервисы в интернет

Для многих ресиверов сегодня доступны удаленные сервисы в сети интернет, откуда можно принимать и прослушивать музыкальные записи и радиостанции, которые работают подчас устойчивее, чем принимаемые через FM антенну. Подключиться к интернету можно через кабель с интерфейсом Ethernет или через точку доступа Wi-Fi.

Приложения для удаленного управления

Многим пользователям сегодня нравится управлять телевизорами и ресиверами с сенсорных дисплеев смартфонов и планшетов. Для использования этой возможности нужно скачать с сайта производителя ресивера соответствующую программу (приложение) и установить на смартфон или планшет, чтобы превратить его в сенсорный пульт дистанционного управления для вашего ресивера. Лучшие приложения для дистанционного управления включают основные кнопки пульта дистанционного управления, предоставляют множество дополнительных возможностей, упрощают навигацию в интернете. Особенно может помочь экран смартфона при настройке звука во второй зоне. Крупные производители сегодня предлагают такие приложения для удаленного управления и постоянно их совершенствуют. Если у Вас есть смарфон или планшет на базе Android или iPhone, IPad, IPod, неплохо будет убедиться, что ресивер имеет совместимые с ним приложения для удаленного управления.

ilkari › Блог › как выбрать ресивер?

Чтобы выбрать ресивер очевидно надо определиться с требованиями к нему и критериям оценки.
критериев может быть много самые очевидные это цена, неожиданно да? и как машина едет.
У кого-то еще могут быть критерии типа красивые швы, красный, круглый, квадратный, итп.… бог им судья. Кто-то вспомнит продувку ресиверов мол, сколько там cfm.
Для начала разберемся с ценой. есть такая вещь как омологация, если кто-то протолкнул в определенные виды автоспорта какой нибудь ресивер — можете не сомневаться его цена в 3 раза выше рыночной (особенности спортивного ценообразования) привет прокару, NFR, лада спорт, супер1600. (если вы готовите спортивную машину, скорее всего вы спорт команда с нефтяным бюджетом, тут сам бог велел все цены сделать 3х.) иначе вы лох олигарх. плюс этих ресиверов — их кто-то возле ВАЗа с умом и тестами подгонял под отдачу спортДВС.
Остальные ресиверы в зависимости от себестоимости более менее дешевы. сварные дешевле, литые дороже и как правило из китая.

Далее по критерию продувки. я вам сразу могу сказать какие показатели обеспечивают лучшую продувку — большой диаметр канала в голову, с большим радиусом выхода в ресивер + большой дроссель. Банка ресивера тут либо мешает, либо пофиг. Чем плохи банки большого объема — с ними всегда будут потери давления. даже при идеальной форме трубы к дросселю и после него. Я писал статьей ранее, сейчас повторю в ресиверах с банкой воздух делает 2 действия- прохождение через дроссель. затем замедление до 0 затем ускорение в канале к клапану. процесс ускорения и замедления воздуха это потери. (глушитель в выхлопе так работает. только там камер много, глушитель пистолета работает точно так же) даже если до и после дросселя идеальный канал с диффузором. на ускорение и затем замедление потока тратится энергия впуска и эти потери прямо пропорциональны скорости воздуха через дроссель. другими словами для ресивера с банкой (дросселя накрытые банкой) чем меньше диаметр входного канала — тем хуже.
пример правильной конструкции на дросселях бмв — банка обычная, а вот диаметр входа в нее огромный. за счет этого нет ни ускорения, ни замедления воздушного потока, а значит нет и потерь.

пример из атмосферной формулы 1. вверху отверстие впуска по своей площади ограничено регламентом, если бы не это, сделали бы больше (в разы, можете не сомневаться)

если ресивер без объема — учитывая высокую скорость воздушного потока очень важна форма в плане постоянного сечения канала и отсутствия поворотов. берем паук 4-1 наоборот и прям идеал. продувка будет бомба (но ехать будет не бомба)
Конечно наибольшая продувка в теории это минимум насосных потерь впуска, и все. не больше и не меньше. никаких других выводов отсюда сделать нельзя. (со следующим пунктом связи почти нет)
я надеюсь мысль ясна и к ней не возвращаемся.

Ну и переходим к последнему третьему критерию “как едет”. (критерии красоты и внешнего вида я игнорирую)
Тут все сложно.
Нет, я серьезно. Все сложно.
Как едет в моем понимании это обороты наилучшей тяги и максимальной мощности. рост тяги происходит за счет эффекта резонанса впускной системы, это может происходить только на определенных оборотах выше и ниже которых резонанса нет, наполнение двигателя падает, а с ним и крутящий момент (мотор “не едет”).
Не бывает ресивера, который бы для любого мотора был лучшим в плане отдачи тяги и мощности. не бывает ресивера который бы ехал допустим диапазон 3-6. или 4-7 или 5-8 тысяч оборотов. С разными распредвалами каждый ресивер едет по разному. С разным рабочим объемом они так же едут по разному. С разным уровнем доработки ГБЦ также едут по разному.
Идеальный мотор это сочетание всех факторов вместе. их очень тяжело выловить.
Опыт повара в этом блюде гораздо важнее теоретических знаний о продуктах.

Основная рабочая единица для системы впуска это канал от впускного клапана до выхода в какой либо объем. (соединение всех каналов в один, банка ресивера либо тупо атмосфера если это открытые дросселя)
вот пример идеального канала: прямой. с незначительным конусом, на конце раскрывается диффузором. тут еще добавим, диаметр тоже должен быть идеально подобран под задачи. это все 95% успеха в резонансе впускной системы. остальные факторы это 5%.

Любые повороты канала — это потери. любые ступеньки канала — это потери. резкое изменение диаметра тоже потери. длина строго подбирается под распредвал и требуемые обороты резонанса.
отсюда вывод. все гоночные системы впуска делаются на прямых каналах. хотя бы внешняя 1/3 канала должна быть конусом. если применяется банка — обязательно диффузоры. Если применяется банка диаметр на входе в банку максимальный. (большая банка — большой дроссель (похер где вход), маленькая банка — маленький дроссель и вход прямо по потоку в каналы)

Возвращаясь к нашему вопросу о выборе ресивера на ВАЗ 16 клоп.
1 если нужен максимальный крутящий момент на оборотах 2-5 тысяч. лучший ресивер это стандарт. пусть он противный, ужасный, не красивый. такой же как у пенсионера едущего на дачу.
Каналы сток ресивера самые длинные около 450мм до гбц. он дает эффект резонанса на самых низких оборотах. 3-5 тысяч основная зона, широкофазные валы смещают на тысячу вверх, не более.

2 Чем более короткие каналы ресивера, тем он более верховой. самый клинический случай бензопилы — 128 ресивер без дудок внутри. длина каналов (до гбц) 160мм. резонирует где-то от 6000 до 10 000 оборотов. если валы с очень большой фазой — 10+ попросит. до 6000 оборотов резонанса нет.
ресиверы банки типа 128 с дудками дают примерно 250мм длину канала до гбц. для верховых настроек это норм, если не очень злые распредвалы, иначе рабочий диапазон уходит 6+
пример такого ресивера супер1600, да и любые ресиверы банки перед гбц. тот же нуждин.

3. золотая середина примерно 300-350мм длина канала. это длина адекватная для резонанса от 5 до 8 тыс оборотов в зависимости от распредвалов. вертикальными конструкциями такую длину не получить, поэтому она достигается поворотом каналов на голову. это ресиверы NFR, прокар, нфр стайл, пбк, тм рейс и т.п.
чем нфр оригинал лучше — у него один радиус поворота каналов и он большой. ну и конус там)
на ресивере ПБК3.2 есть 2 радиуса с прямым участком. у тм рейс также есть переход из 1 радиуса в другой.

сюда же можно добавить лада спорт (у него каналы удлиненные вперед) также нуждин нов. образца. (удлиненный) хотя я не считал его длину. но концепция правильная.
Эти ресиверы либо дают вполне городской характер на узких валах, либо адекватные обороты для широкофазных валов типа 5-8 как я сказал в начале.

обороты резонанса зависят в равной степени от длины канала впуска и от фазы распредвала. волна которую генерирует ускоряющийся поток в канале должна создавать “утрамбовку, дозаряд” ровно перед тем, как закроется впускной клапан, если он закрывается позже (фаза шире) то либо нужен более длинный канал, либо это произойдет на более высоких оборотах.
если хотите оставаться в рабочем диапазоне оборотов например 5-7 тысяч. и меняете распредвалы на бОльшую фазу градусов на 10 нужно увеличить длину каналов на 30мм. физика примерно такая.
сила резонанса (амплитуда) зависит от скорости потока. если у вас конский диаметр каналов, например 40мм и мотор 1.6 литра вы скорее всего идиот хотите крутить мотор до 10к оборотов. иначе 40мм разогнать можно при помощи объема двигателя 1.9 ! для оборотов 6-8
Если же хотите 1.6 по фен шую, расчетный оптимальный канал там 36мм. для оборотов до 8
если обороты до 7. лучше оставить сток 35мм.

другими словами для 90% тюнинг моторов городских лучше портинг не делать. вот и живите с этим.

Выбрать AV-ресивер: критерии оценки и возможности устройств

Как ясно из названия, этот пост посвящён вполне тривиальной штуке – выбору AV-ресивера. В подобных публикациях нередко проскальзывают достаточно «джинсовые» намёки на преимущества производителей или технологий, использованных при создании техники. Вопреки подобным правилам, я постараюсь максимально нейтрально описать значимые для пользователей критерии и рассказать о том, что важно учитывать при подобном выборе. Свои личные пристрастия относительно производителей и моделей ресиверов, я опишу в других статьях.

Хочу подчеркнуть, что пишу этот пост для тех, кто уверен, что ему необходим именно AV-ресивер. Для тех, кто знает о том, что никакие альтернативные варианты в виде активной акустики или классической пары АС + традиционный УМЗЧ не подойдут. О преимуществах того или иного выбора можно долго спорить, но существуют ситуации в которых ресивер – осознанная необходимость. В посте описаны несколько удобных способов безаппаратной субъективной оценки звука, принципы расчета необходимой мощности, а также функциональные возможности устройств этого типа.

5,7,9 или 11?

Один из базовых вопросов, который задают потребители при выборе ресиверов, касается количества каналов усиления. Нередко количество каналов определяет стоимость. Много специалистов убеждены, что использование старой доброй схемы 5.1 достаточно для формирования реалистичной объёмной звуковой панорамы. Однако, с появлением Blue-ray дисков с новыми стандартами записи саундрека к фильмам несколько изменили ситуацию в последние годы. Современные форматы позволяют записывать семиканальный саундтрек, что в свою очередь определяет тренд.

Более того применение прогрессивных технологий объёмного звука, не редко предполагает использование дополнительный потолочных источников, которым в свою очередь, нужны дополнительные каналы. По этим причинам наиболее распространёнными сегодня являются именно семиканальные системы. До сих пор выпускаются пятиканальные ресиверы, которые, как правило, присутствуют в начальных линейках (ценовая категория до 40 000 рублей), а также сохранились особенно удачные модели (либо их модернизации), которые пользуются высоким спросом не смотря на небольшое количество каналов.

Читать еще:  Как выбрать раму для велосипеда

На рынке также широко представлены модели с 9 и 11- канальным усилением, которые дают возможность расширить панораму за счет использования верхних фронтальных и дополнительных боковых источников. Применение таких систем без источников с 9-ти или 11-ти канальной записью звука вызывает много споров, так как дополнительные каналы лишь дублируют уже существующие в 5.1 или 7.1 схеме. Но нужно отметить, что такие схемы полезны и оправданы при использовании таких технологий как Dolby Atmos и DST-X.

В последние годы популярными на рынке становятся ресиверы со стерео сабвуферами (5.2, 7.2 и т.п. системы). Считается, что стерео в области НЧ способно усиливает эффекты объёмного звучания.

Мой личный опыт показывает, что создание реалистичной сцены возможно при использовании стандартной 7.1 схемы без дополнительных фронтальных и боковых колонок, естественно при использовании соответствующего источника и хороших возможностях АС. Однако, при широком распространении форматов с большим количеством каналов подобные системы станут более актуальными.

Мощность и громкость

Одним из ключевых акустических параметров AV-ресивера является мощность. Как и в случае с классическими УМЗЧ, при оценке этого критерия следует учитывать площадь помещения, которая должна быть озвучена устройством и соответственно мощность акустической системы. В таких системах важно иметь запас по мощности, т.е. сделать так, чтобы мощность ресивера была больше мощности АС.

Во-первых это позволит минимизировать искажения, появляющиеся и не использовать предельные значениях громкости. Во-вторых, случае необходимости приобрести АС большей мощности, для помещения большей площади запас будет как нельзя кстати. Необходимо отметить, что громкость системы в целом (т.е. уровень создаваемого звукового давления) будет зависеть не только от мощности усилителя и АС, но и от чувствительности акустики. Таким образом, один и тот же ресивер, на одном уровне громкости может звучать по-разному с разными АС.

При размере комнаты 30 кв. м. большинство специалистов рекомендуют мощность усиления не менее 50 Вт (соответственно средняя мощность на 1 кв. м. должна составлять около 1,5 Вт). Как я уже писал выше, эти значения достаточно условны и во многом зависят о чувствительности АС. Представленные данные актуальны для АС с чувствительностью 85-90 дБ. Производители нередко указывают, на какой именно объём (площадь) помещения рассчитаны их усилительные возможности.

Помимо прочего необходимо учитывать различные подходы производителей к оценке мощности AV-ресивера. Ряд китайских и малоазийских производителей до сих пор указывают в характеристиках PMPO, т.е. пиковую мощность, которая не является сколько-нибудь информативным показателем. Некоторые поделки этих компаний могут «обладать» «гордой» мощностью в 1000 или 2000 Вт (PMPO), что может впечатлить неопытного покупателя, но будет очень далеко от истины.

Ряд других производителей поступают более изощрённо: они указывают честный RMS, но нелинейные искажения измеряют на низких уровнях громкости. На высокой громкости эти искажения значительно увеличиваются, а акустическая система начинает «захлёбываться» звуком. Поэтому для оценки реальной мощности и звукового давления необходимо проводить предварительное прослушивание аппаратуры или покупать те устройства, которые вам уже знакомы.

Искажения и качество звука

Перед покупкой ресивера стоит обратить внимание на уровень нелинейных искажений. Гармонические искажения (THD) указываются в документации на устройство, а также в описании характеристик на сайте продавца (если таковые не указаны, следует задуматься о компетентности магазина и о качестве устройства). Интермодуляционные искажения (IMD) значительно реже фигурируют в документации, а соответственно при выборе определённой модели имеет смысл поискать эти характеристики в тестах, опубликованным в сети, и проверить субъективно на слух (о чем речь пойдёт ниже).

Для подавляющего большинства современных ресиверов уровень гармонических искажений исчезающе мал и не превышает 1 % для всего частотного диапазона на всех уровнях громкости. Это связано с тем, что большинство из них созданы на базе идентичных усилительных чипов по четко определённым стандартам. Следует также учитывать, что с ростом громкости КНИ тоже растут. Предельной величиной для интермодуляционных искажений в современной аппаратуре большинство специалистов считают 3 % (измерение стандартным 2-х частотным методом).

При покупке домашнего устройства вряд ли будет возможность использовать испытательный стенд для тестирования. Везти осцилограф в шоурум не очень удобно и достаточно хлопотно. Однако существует способы, позволяющие субъективно оценить качество звука и появление нелинейных искажений со сравнительно высокой степенью достоверности.
Сравнительную оценку ресиверов на слух можно проводить подобно аналогичным тестам для акустических систем. С той лишь разницей, что используется одна АС и несколько разных ресиверов.

«Используют диск с синусоидальным сигналом 315 Гц (уровень 0 дБ), громкость выводится на минимум. После запуска «синуса» громкость постепенно увеличивается, до момента, когда звук начнёт искажаться (жужжать и т.п). Уровень громкости, на которой началось искажение, записывается, затем тестируется вторая, третья система и т.п. Наиболее высокий показатель говорит о более высоком качестве и верности воспроизведения.»

Идеальным способом субъективного сравнения качества АV-ресиверов является проведение слепого тестирования с заранее известным и не знакомым музыкальным материалом.

Субъективно определить интермодуляционные искажения можно при прослушивании детского или женского дискант-хора. «Замыленность» и нечеткость звука будет свидетельствовать о высоком уровне IMD. В субъективных тестах следует учитывать также и то, что АС вносит значительно больше искажений, нежели ресивер. Кроме того, в идеале использовать именно ту акустику, которую вы планируете применять с этим ресивером (таким образом, легко понять насколько колонки подходят к тому или иному ресиверу).

Функциональные возможности

Интеграция и интерфейсы
Считается, что современный AV-ресивер должен обладать широкими функциональными возможностями и что именно они качественно отличают его от традиционных усилительных приборов.

Для современных ресиверов является почти обязательным высокий уровень интеграции с мобильными устройствами, а также с ПК через протоколы беспроводной передачи данных (Bluetooth, AirPlay, Wi-Fi и т.п.) и Ethernеt, дистанционного управления через мобильные приложения, многоканальной передачи видео и аудиоинформации, что роднит их с мультирум-системами. Кроме того, многие современные ресиверы оснащаются коаксиальными и оптическими аудиовыходами, позволяющими быстро передавать аудио сигнал в цифровой форме.

Ресиверы без поддержки стриминговых сервисов постепенно уходят в прошлое, что по определению предполагает использование Ethernеt или беспроводного соединения для связи с сетью. Учитывая стриминговую интеграцию, имеет смысл узнать, может ли ресивер поддерживать потоковую передачу без потерь качества. Нередки случаи интеграции в ресивер плейера, считывающего данные с внешнего накопителя. При необходимости подключения большого количества устройств следует обращать внимание на количество HDMI разъёмов. При этом закономерно, что чем их больше, тем выше стоимость устройства.

Акустическая коррекция
Одной из интересных функций среди современных моделей в среднем (от 70 до 100 тыс. рублей) ценовом диапазоне являются системы, способные адаптировать звук к особенностям помещения. Настраивать можно автоматически, при помощи специального микрофона, либо вручную, вводя данные об акустической системе, расположении колонок и задавая необходимую эквализацию и уровень громкости для каждой колонки. Следует отметить, что подобные возможности есть далеко не у всех AV-ресиверов, более того, бывают случаи, в которых решить проблемы помещения можно только используя традиционную акустическую обработку стен, пола и потолка.

Видео функционал
Многие пользователи AV-ресиверов отмечают полезность функций по адаптации и деинтерлейсингу изображения. Суть этих функций заключается в обработке телевизионного, PC или DVD сигнала специальным графическим процессором, при котором происходит масштабирование и искусственное увеличение разрешения до Full HD или 4K. Эксперты из США особенно котируют видеопроцессоры таких производителей как Marvell Qdeo или Anchor Bay, которые, по их словам, проводят адаптацию изображения лучше, чем встроенные в телевизоры и средства воспроизведения.

Объёмный звук
Для реализации возможности объёмного звучания существует целый ряд режимов и стандартов, которые в известной степени повторяют друг друга. Наиболее известными брендами в этой области являются Dolby, DTS, Audyssey и THX. Использование и выбор этих режимов может несколько озадачить не слишком опытного пользователя, но в экспериментах и возможности выбора есть определённые достоинства.

Наиболее распространёнными форматами, которые поддерживают подавляющее большинство современных AV-ресиверов, являются Dolby Digital (Dolby Digital Plus) и DTS. Для полноценного воспроизведения Blu-ray дисков применяются Dolby TrueHD, Dolby Atmos, DST-X, DTS-HD Master Audio. Как по личным впечатлениям, так и, по отзывам экспертов наиболее прогрессивными технологиями объёмного звука сегодня являются Dolby Atmos и DST-X, которые позволяют получить максимально реалистичное звуковое «полотно» с предельно детализированной, глубокой и точной сценой. При этом для полноценной работы этих технологий необходима потолочная акустика, а соответственно, применение 7.1 ресивера.

Ещё одной функциональной возможностью, реализованной во многих AV-ресиверах, являются декодеры, позволяющие преобразовать стереосигнал в объемный 5.1 или 7.1 звук. К таковым относятся Dolby Pro Logic IIx, более совершенная Dolby Pro Logic IIz, Audyssey DSX, а также DTS Neo: 6. Эффект от использования таких режимов я оцениваю как впечатляющий и интересный. Но как человек, чаще предпочитающий традиционное стерео и быстро утомляюсь от такого прослушивания (особенно это касается музыки).

Нормализация громкости и компрессия
Мне никогда не доводилось применять функцию компрессии по необходимости – только в порядке эксперимента, но для многих она действительно нужна. Полезно для тех, кто смотрит телеканалы с агрессивной рекламой, в которой зачастую выше общий уровень громкости. Нелишней будет эта функция и для тех, чьи соседи обладают аудиальной гиперестезией и очень болезненно реагируют на повышение громкости за стенкой. Цифровой компрессор обрезает амплитудные и частотные пики, что позволяет достаточно комфортно и без ущерба для соседей смотреть кино ночью.

Критерии выбора AV- ресивера четко определяются тремя факторами:

  • необходимостью в тех или иных функциональных возможностях;
  • качеством звука и изображения;
  • бюджетом пользователя.

С ростом количества интерфейсов, декодеров, режимов работы, интеграционных возможностей и другого пользовательского функционала закономерно растёт стоимость устройства. Большинство покупателей нашего магазина (70 % из тех, кто ответил на этот вопрос) считают, что хороший AV -ресивер с достаточным функционалом и возможностями можно приобрести в ценовом диапазоне от 40 до 90 тыс. рублей. Лично для меня наиболее интересными вариантами стали ресиверы использующие технологии Dolby Atmos и DST:X, оснащённые возможностью управления через мобильные приложения. Именно эти особенности я считаю наиболее важными, после базовых критериев качества звука.

Как выбрать ресивер

A/V ресивер сочетает в одном корпусе три аудио компонента. В первую очередь, он выполняет традиционные функции предварительного усилителя звука и во-вторую – оконечного усилителя мощности. Звук в любом домашнем театре начинается с низкоуровневых аудио сигналов, поступающих от таких источников, как ТВ приставки, всевозможные плееры и др. Сегодня этот аудиосигнал уже чаще цифровой, чем аналоговый. Принятый цифровой сигнал конвертируется в аналоговую форму и при необходимости усиливается для повышения громкости или подвергается коррекции с помощью регуляторов тембра, чтобы поднять / понизить уровень низких / высоких / средних частот перед отправкой на усилитель мощности. Единственная задача усилителя мощности в «умощнении» выходного аудиосигнала, чтобы он мог легко «управляться» не только легкими диффузорами маленьких динамиков, но и обеспечивал мощные басы с помощью больших и тяжелых излучателей сабвуферов.

Современные A/V ресиверы одновременно выполняют и третью важную функция, которая заключается в декодировании и управлении многоканальными цифровыми саундтреками (звуковыми дорожками) кинофильмов и музыкальных записей с Blu-ray и DVD дисков, потоковых аудио / видео сервисов из сети. Первоначально система обработки звука для получения объемного звучания (surround sound) могла выполняться в виде отдельного процессора, но теперь она полностью интегрирована в блок предварительного усиления современного ресивера. Такие процессоры звука позволят выводить оригинальный двухканальный стерео материал уже в форме многоканального звука с полноценным использованием всех громкоговорителей многоканальной акустической системы.

Блок предусилителя ресивера также обеспечивает переключение с одного источника на другой, так что вы можете одним нажатием кнопки перейти от просмотра фильма с Blu-ray плеера к телевизионному эфирному шоу. Так как ресивер при этом должен переключать и аудио, и видео сигналы, современные ресиверы, включая тракт для видеосигнала, обеспечивают и некоторую его обработку, что упрощает подключение к HDTV различных типов видео источников и может способствовать повышению качества изображения.

Читать еще:  В биосе как выбрать флешку

Современные ресиверы обладают дополнительными функциями, которые позволяют оптимизировать качество звука под акустические условия помещения и, в зависимости от типа звука, адаптировать его, исходя из своих собственных предпочтений. Подробнее об этом далее.

Каналы и мощность

Естественно, что ресиверы с расширенными функциональными возможностями стоят дороже, но основное достоинство более дорогих ресиверов повышенная мощность звука. Отличный усилитель с запасом по мощности будете естественно повышать громкость в сложных аудио пассажах без проявления слышимых искажений. Хотя определить действительно необходимую потребность в мощности порой бывает сложно. Все зависит не только от размеров комнаты и эффективности преобразования акустическими системами электрической энергии в звуковое давление. Дело в том, что нужно учитывать используемые производителями разные подходы в оценке мощности и единицы измерения, для того чтобы сравнивать ресиверы объективно. Например, есть два ресивера, и у обоих заявленная номинальная мощность по 100 Вт на канал, с коэффициентом нелинейных искажений 0,1 % при работе на 8-ми омные стереоколонки. Но один из них может не соответствовать этим требованиям при повышенной громкости, когда нужно будет воспроизвести сложный многоканальный фрагмент музыкальной записи. При этом некоторые ресиверы будут «захлебываться» и снижать выдаваемую мощность сразу на всех каналах или даже временно отключаться, чтобы избежать перегрева и потенциальной возможности выхода из строя.

Выявить подобные недостатки усилителей помогает тестирование на испытательном стенде. Наиболее серьезные тесты становятся настоящей пыткой для усилителя. С подобными нагрузками при воспроизведении реального звука усилители могут встретиться очень редко. Зато способность усилителя выдавать одновременно по всем каналам определенную в технических характеристиках мощность, подтвердит надежность источника питания и способность ресивера управлять вашей акустической системой во всем динамическом диапазоне, от оглушительного грохота до едва слышного шепота. Имейте в виду, однако, что ресивер с более мощным усилителем сегодня уже не всегда более крупный и тяжелый. Новые современные типы схем, в частности усилители класса D, способны более эффективно передавать мощность в нагрузку (акустическую систему), чем традиционные усилители класса АВ или класса А. Тем не менее, исходя из отзывов, это новое поколение усилителей класса D, похоже, сильно различается по качеству звука. Поэтому при выборе покупки, послушайте ресивер или хотя бы почитайте о нем отзывы.

Ресиверы, сертифицированные на соответствие требованиям THX, работая совместно с THX сертифицированной акустикой, обеспечат необходимый уровень громкости в помещении, на объем которого они рассчитаны.

Сколько каналов усиления и аудиоколонок вам необходимо? Многие эксперты сходятся во мнении, что 5.1 канальной конфигурации достаточно для создания впечатляющей системы домашнего театра. Она включает в себя передние левую, центральную и правую колонки, а также пару задних источников звука, в идеале размещаемых вдоль боковых стен и немного позади основных мест для зрителей. Отдельный сабвуфер допускает достаточно произвольное размещение. До недавнего времени было мало музыкальных записей и фонограмм фильмов с поддержкой семи каналов, что делало 7.1 канальные системы мало востребованными. Современные записи на Blu-ray дисках уже предлагают цифровой звук высокого разрешения с поддержкой 7.1 канальных саундтреков. Тем не менее, расширение 5.1 канальной акустической системы не следует считать требованием сегодняшнего дня, хотя сегодня только самые дешевые ресиверы имеют менее семи каналов усилиния. Эти два дополнительных канала могут быть использованы для подключения задних колонок, но большинство ресиверов могут быть сконфигурированы для озвучивания через них в стереоформате второго помещения.

Кроме 7-ми канальных ресиверов, могут быть 9-ти или даже 11-ти канальные (с линейными выходами усилителя), которые позволят добавить фронтальные верхние колонки и дополнительные по ширине звуковой сцены. Получив, таким образом, искусственное расширение 5.1 канальных саундтреков. Однако, без соответствующих многоканальных саундтреков целесообразность искусственного добавления каналов остается спорной.

Режимы объемного звучания

Множество поддерживаемых ресиверами режимов пространственного звучания еще более усугубляют кажущуюся новичкам сложность настройки и выбора режимов. Но некоторые режимы в определенной степени просто дублируют друг друга, представляя собой реализации сходных функций конкурирующими технологиями. Dolby, DTS, Audyssey и THX добавляют в ресиверы свои собственные оптимальные режимы объемного звучания.

Конечно, не возбраняется и даже поощряется экспериментирование с использованием этих режимов, но большинство читателей ждет советов типа: Какой режим звучания лучше подойдет для прослушивания отдельных саундтреков. Современные ресиверы поддерживают Dolby Digital и DTS, необходимые для декодирования любых саундтреков с DVD, форматы звука высокого разрешения Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio подойдут для Blu-ray дисков. Последние современные форматы кодирования звука заметно превосходят использовавшиеся ранее форматы сжатия с потерями, что являются одной из наиболее весомых причин для обновления вашего аудио / видео ресивера. Большинство телепередач использует сегодня Dolby Digital, а звук потокового контента может быть записан с поддержкой Dolby Digital Plus, который обеспечивает скромные преимущества в эффективности передачи и качестве звука, по сравнению с традиционными потерями Dolby Digital. Выберите на новом ресивере автоматическую настройку режима объемного звучания. Если с Blu-ray плеера или другого цифрового источника Вы имеете на аудио выходе битовый поток, ресивер должен распознать исходный материал и автоматически установить режим объемного звука.

Следующий комплект аудио режимов ресиверов предназначен для декодирования двухканальных источников и преобразования двухканальных стереозаписей или телепередач в квази объемный звук. Вероятно, самые известные из них Dolby Pro Logic IIx и DTS Neo: 6. Их эффективность во многом зависит от качества аудиозаписи и они обычно доступны как часть Dolby и DTS.

Есть еще Dolby Pro Logic IIz и Audyssey DSX, чаще включаемые в ресиверы среднего и высшего класса. Эти режимы используются с имеющими расширенный комплект каналов усилителями и позволяют задействовать спереди дополнительные колонки, верхние и промежуточные по фронту. Еще раз можно отметить, что ценность использования этих режимов для воспроизведения 5.1 и 7.1 звуковых дорожек остается спорной.

Вы также можете обнаружить, что производители предлагают еще и свои собственные патентованные режимы для использования дополнительных каналов или преобразования стерео сигнала в объемный. Они различаются по эффективности, и стоит почитать отзывы или поэкспериментировать с ними, чтобы найти имеющие для Вас ценность. Кстати, в некоторых ресиверах есть еще режимы искусственной обработки звука, типа Стадион, Зал. Их использовать не стоит.

Компрессия и режимы громкости

Если повышенная громкость звуковых эффектов может тревожить соседей или семью, Вам поможет динамическое сжатие (компрессия) и нормализация громкости. В более комфортной для всех обстановке Вы сможете расслышать тихие диалоги на фоне раскатистых взрывов. Кроме того, компрессия фонограммы избавит Вас от необходимости судорожно искать регулятор громкости в момент агрессивных рекламных пауз. Некоторые ресиверы до сих пор имеют для этого режим Ночной, но обычно он уступает системам динамического сжатия Dolby, Audyssey, THX. Технологии Audyssey Dynamic EQ и THX Loudness Plus стремятся на пониженной громкости поддерживать надлежащий баланс частот и четкость диалога, так же как и Dolby Volume. Dolby Volume, как и Audyssey Dynamic Volume, поможет свести к минимуму колебания в громкости при переключениях между источниками и телепрограммами с разным уровнем громкости.

Видеообработка

Обычные телепрограммы и фильмы с DVD дисков, прежде чем попасть на экран современного HDTV, подвергаются деинтерлейсингу и масштабированию, повышающему разрешение оригинальной картинки до формата Full HD. Наиболее часто эти функции выполняет сам телевизоре или источник видеосигнала. Но зачастую лучше всего это делают аудио / видео ресиверы с видеопроцессорами от уважаемых брендов, таких как Marvell Qdeo или Anchor Bay. Еще одним достоинством видеообработки на борту ресивера является возможность перекрестного преобразования композитного и компонентного сигналов от подключаемых к ресиверу аналоговых видеоисточников. Что позволяет всего одним кабелем HDMI соединить через ресивер эти источники с телевизором. Если это важно для вас, убедитесь в поддержке этой функции ресивером.

Автоматическая настройка и коррекция звука под условия помещения

Подобная настройка ресивера предполагает использование раздела меню, в котором необходимо указать: сколько и какого типа колонок в вашей аудиосистеме, их расположение относительно слушателя, возможности саундбара и какой уровень громкости должен быть установлен для каждой колонки. Чтобы слушатель получил в итоге сбалансированное звуковое поле. Вы можете проделать все это вручную, или же просто запустить автоматическую программу настройки с использованием специального микрофона. Подобная автоматическая настройка сегодня имеется во многих ресиверах. Кроме того, многие ресиверы дополнительно сглаживают амплитудно-частотную характеристику (АЧХ), выравнивая провалы, появляющиеся из-за дефектов акустики помещения. Что особенно полезно для низких частот.

Наиболее известны подобные системы настройки от компании Audyssey, которые называются MultEQ, используются в продуктах разного ценового уровня, с разными уровнями точности настройки. Другие производители ресиверов часто используют собственные аналогичные технологии настройки и коррекции звука под акустические условия помещения. Качество их работы может варьироваться от ужасного до впечатляющего.

Интерфейсы

Еще в прошлом году не так просто было найти ресивер с поддержкой высокоскоростной версии стандарта HDMI (версия 1.4), которая позволяет передавать 3D сигнал с 3D Blu-ray плеера на 3D телевизор, а также обладает поддержкой новой функции Возвратный аудиоканал (ARC). При просмотре получаемых из сети фильмов звуковой сигнал возвращается обратно на ресивер через тот же самый кабель HDMI. Теперь практически каждый аудио / видео ресивер поддерживает 3D, и большинство из них имеет достаточно много входов HDMI для подключения цифровых источников сигналов. Все труднее становится найти ресиверы в полной мере поддерживающие устаревающие интерфейсы, такие как S-Video, композитный и компонентный. Поэтому, если у вас есть такие источники сигналов, убедитесь, что ресивер поддерживает их и, что будет поддерживаться перекрестная конвертация всех входов на выход HDMI.

В 2012 году большую популярность получили возможности оперативного обмена медиафайлами между экраном телевизора и дисплеями планшетов и смартфонов. Удобный в этом отношении интерфейс AirPlay предлагает со своими устройствами Apple. Много ресиверов используют для реализации таких функций беспроводные интерфейсы Wi-Fi и Bluetooth. Оперативно получить на экран телевизора фото и видео позволяют слоты для карт памяти и порты USB для подключения внешних накопителей и док-станций смартфонов. Объединить все домашние устройства в единую медиа сеть позволяет поддержка ими технологии DLNA, как в проводном варианте через разъем Ethernet, так и через беспроводной Wi-Fi.

Сервисы в интернет

Для многих ресиверов сегодня доступны удаленные сервисы в сети интернет, откуда можно принимать и прослушивать музыкальные записи и радиостанции, которые работают подчас устойчивее, чем принимаемые через FM антенну. Подключиться к интернету можно через кабель с интерфейсом Ethernет или через точку доступа Wi-Fi.

Приложения для удаленного управления

Многим пользователям сегодня нравится управлять телевизорами и ресиверами с сенсорных дисплеев смартфонов и планшетов. Для использования этой возможности нужно скачать с сайта производителя ресивера соответствующую программу (приложение) и установить на смартфон или планшет, чтобы превратить его в сенсорный пульт дистанционного управления для вашего ресивера. Лучшие приложения для дистанционного управления включают основные кнопки пульта дистанционного управления, предоставляют множество дополнительных возможностей, упрощают навигацию в интернете. Особенно может помочь экран смартфона при настройке звука во второй зоне. Крупные производители сегодня предлагают такие приложения для удаленного управления и постоянно их совершенствуют. Если у Вас есть смарфон или планшет на базе Android или iPhone, IPad, IPod, неплохо будет убедиться, что ресивер имеет совместимые с ним приложения для удаленного управления.

Ссылка на основную публикацию