Как выбрать тему дипломной работы

Как выбрать тему дипломной работы

Как выбрать дипломную тему – пять простых способов

Первое, с чем сталкивается студент это как написать диплом быстро, начинающий писать дипломную по психологии, финансам, экономике, юриспруденции, английскому или другим дисциплинам, это выбор темы. Правильно выбранная тема это отличный фундамент для качественного диплома, который будет защищен на «отлично». Поэтому в этой статье мы разберем, как выбрать тему дипломной работы.

Выбирая тематику, вы можете отталкиваться от того, что вам уже хорошо знакомо. Выполненные ранее курсовая или отчет по практике могут случить отличным подспорьем для дипломной работы. Просмотрите свои ранее выполненные объемные работы, подумайте, какие тематики вам близки или понятны, что из выполненного можно использовать при написании диплома. После этого, ориентируясь на перечень названий дипломов из методических рекомендаций по написанию, выберите наиболее подходящую, после перефразируйте ее должным образом. В большинстве ВУЗов разрешается несколько видоизменять названия из списка или предлагать свои при условии наличия одобрения научного руководителя.

Выбор абсолютно новой, но интересной для вас темы, тоже отличное решение. Написание диплома не станет для вас каторгой, если тематика интересна и есть желание в ней разобраться. Некоторые тематики считаются более актуальными, гарантирующими интересное, новое исследование. Чтобы понять какие из них позволят написать отличный диплом, посоветуйтесь с научным руководителем о том, как выбрать тематику диплома.

Многие студенты уже начали работать, а потому имеют доступ к внутренним документам компании, знают практические аспекты их деятельности, особенности рынка, трудности управления фирмой. Это знание следует использовать при написании диплома, так как подобная информация гарантирует актуальность исследования, практическую значимость полученных результатов.

Если вы заранее знаете, что писать самостоятельно диплом и его структуру вы не будете, то имеет смысл выбор любой не сложной тематики. Цена написания дипломных на заказ зависит не только от типа работы, но и от ее сложности, объемов, выделенных на написание сроков. Поэтому дипломные на простую тематику будут стоить вам меньше, чем на сложную и малоизученную. Кроме того, вам будет проще разобраться потом в написанном тексте, что необходимо для успешной защиты диплома.

Сегодня многие компании предлагают на продажу ранее выполненные ими дипломные, раскрывающие самые различные темы. Решив купить такую работу, заранее определитесь с выбором, а уже после утверждайте тему дипломной и план. Это позволит в дальнейшем сэкономить время на изменение текста, дополнение диплома, правки.

На что стоит обратить внимание при выборе темы диплома?

Выше мы рассмотрели, как подобрать тему дипломного проекта. Иногда студент не может определиться и сделать выбор между двумя или более темами. Рассмотрим факторы, которые могут ему в этом помочь.

  1. Пожелания научного руководителя. Не стоит стесняться отстаивать свое мнение, но следует помнить, что негативное к вам отношение научного руководителя, неодобрение им названия и тематики дипломного проекта приведет в итоге к плохому отзыву на вашу работу.
  2. Наличие материала для написания. Писать дипломный проект по сложной и малоизученной тематике сложно и очень долго. Гораздо удобнее, когда найти информацию можно не выходя из дому благодаря сети Интернет. В ней сегодня имеется множество учебников, научных пособий, статей, статических данных и многого другого. Конечно, если в русскоязычном сегменте Интернета вы не сможете найти нужный материал, можно поискать в другом месте. Но это, несомненно, сложнее, так как потребует не только отличного знания языка, но и дополнительного времени для перевода.
  3. Количество свободного времени. Чем меньше времени, тем ниже вероятность, что вы сможете хорошо раскрыть сложную и малоизученную тематику.
  4. Распространенность тематики. Комиссии надоедает из года в год встречаться с одинаковыми дипломными на одну и ту же тематику. Видоизменяйте такие названия, придавайте им некую индивидуальность.
  5. Широта темы. При написании диплома на широкую тему вы столкнетесь с огромным количеством материала и необходимостью отбрасывать целые главы ненужной информации. Слишком узкая же, наоборот, усложнит поиски данных.

Как студенту выбрать тему дипломной работы с пользой для себя 1321

Дипломная работа – это не просто логическая точка в процессе обучения в вузе. Это своеобразный рубеж, переходя через который вчерашний студент становится профессионалом. От выбора темы зависит многое:

  1. Насколько трудоемкими будут написание и последующая защита.
  2. Какого рода материал понадобится для практической части.
  3. Будут ли новыми и полезными предложения проектной части (если таковая имеется).
  4. Пригодится ли эта работа в будущем или будет выполнена, потому что так надо.
  5. Заложит ли она путь в исследовательский мир или, наоборот, навсегда закроет в нее дверь.

Поэтому не стоит тыкать пальцем в небо (точнее, в список потенциальных тем). Лучше продумать все заранее и принять взвешенное решение, ориентируясь на собственные выгоды.

Правила выбора направления

Как правило, дипломные работы пишутся по теме в рамках одной из профессиональных дисциплин. Изучают их на предпоследнем и последнем курсах. Так что с первых семестров вряд ли удастся принять решение. Но после «экватора» можно уже браться за подбор темы основательно.

Полезно раздобыть учебный план (попросить в деканате, позаимствовать у старшекурсников, скачать на сайте вуза), чтобы видеть все профессиональные дисциплины перед глазами. Предлагаем рассортировать их по квадратам такой матрицы.

Интересные и легко мне даются (1) Интересные, но сложно мне даются (2)
Легко мне даются, но неинтересные (3) Неинтересные и сложные (4)

Как в них ориентироваться:

  1. Стремимся к первому квадрату.
  2. Ко второму квадрату прибегнем, если найдется идеальный дипломный руководитель, но далекий от дисциплин первого квадрата.
  3. Третий квадрат оставим на всякий случай.
  4. Четвертый квадрат мы в рассмотрение не берем.

Вспоминая студенческие годы, я для себя распределила бы их так (у меня была специальность «Экономика и управление»). Для ровного счета возьмем по 5 дисциплин для каждого квадрата.

Интересные и легко мне даются Интересные, но сложно мне даются
  1. Финансы и кредит
  2. Менеджмент
  3. Маркетинг
  4. Хозяйственное право
  5. Финансовый менеджмент
  1. Экономическая оценка инвестиций
  2. Бухгалтерский учет
  3. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности
  4. Организация и методика аудита
  5. Социальное и экономическое прогнозирование
Легко мне даются, но неинтересные Неинтересные и сложные
  1. Экономика предприятия
  2. Налогообложение предприятия
  3. Управление качеством
  4. Логистика
  5. Производственный менеджмент
  1. Информационные технологии в экономике
  2. Статистика
  3. Планирование на предприятии
  4. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии
  5. Экономико-математические модели в экономике

Возможность использовать имеющийся материал

После того как мы разобрались с личными приоритетами, следует подумать, как можно облегчить себе задачу в теоретической части. Курсовые работы по профессиональным дисциплинам, как правило, перекликаются с темами диплома.

Сравните список тем дипломных работ, который представит вам кафедра, со списками тем курсовых работ. Вряд ли вы найдете что-то принципиально новое – то, что не предлагал ни один преподаватель ранее. Возможность использовать готовый материал подразумевается изначально.

Имеющиеся наработки можно оценить по следующим критериям:

  1. Интерес лично для вас. Писать приходилось и по ненавистным дисциплинам, и по вполне занимательным. Вторые откладываем в отдельную стопочку.
  2. Полученная оценка. Допустим, защитить работу как следует не удалось на более низком уровне (перед одним преподавателем). Пытаться вытащить ее на более высокий уровень – государственной аттестационной комиссии – нет смысла.
  3. Качество материала. Вспомните, писали вы работу сами, компоновали из нескольких чужих или вовсе сдавали готовую. Для диплома подойдет только первый вариант. Проверка на Антиплагиат сейчас обязательна.

Вот и еще одна причина заняться выбором темы выпускной работы заранее. К примеру, на третьем курсе вы обнаружили, что ваши «курсовики» непригодны для дальнейшего использования. У вас еще будет время взяться за ум и написать качественные работы в оставшееся время.

Читать еще:  Как выбрать мотоцикл новичку

Выбор дипломного руководителя

Успешность защиты зависит не только от стараний самого студента, но и от качества помощи наставника. Отличнику он даст ценные советы, хорошиста направит в нужное русло, а троечника дотянет до финиша.

При анализе преподавателей стоит обратить внимание на такие характеристики:

  1. Личные взаимоотношения. Вам с этим человеком работать сообща. Вы надеетесь на помощь от него, а ему предстоит вложить в вашу работу время, интеллектуальную энергию, а, возможно, и душу. Поэтому отметаем и тех, кто недолюбливает вас, и тех, кого не переносите на дух вы.
  2. Владение интересующими вас дисциплинами. Если самый лучший, на ваш взгляд, преподаватель читает общеобразовательные дисциплины, вашему диплому это никак не поможет.
  3. Опыт работы с вами. Обратите внимание на тех, с кем вы уже готовили какие-то материалы. Так вы будете иметь представление о том, какой вклад готов внести руководитель в вашу работу, что его больше интересует – содержание или оформление. Да и вообще лучше пройти небольшой «тест-драйв», чтобы понять, сработаетесь ли вы в принципе.
  4. Занятость. Узнайте заранее, готов ли симпатичный вам педагог заниматься дипломниками в принципе. Возможно, у него есть работа по совместительству, маленький ребенок или защита докторской на подходе.
  5. Количество дипломников. Одни преподаватели рады любому количеству подопечных, другие ставят лимит на их число.
  6. Популярность. Если не только вы стремитесь попасть к конкретному доценту или профессору, есть риск просто не успеть «застолбить место». Поэтому договоритесь с ним как можно раньше.

Не забудьте и о своих личных пунктиках. И студенты, и педагоги – это, прежде всего, люди. И у них могут быть свои особенности, способствующие или мешающие совместному труду.

Когда я выбирала дипломного руководителя, у меня на примете было 4 кандидатуры. Они мне нравились и как люди, и как преподаватели, а по дисциплинам попадали во все квадраты, кроме четвертого.

С двумя из них у меня был удачный опыт подготовки научно-практических статей. Это сузило круг. В итоге я выбрала ту, чей предмет попал в первый квадрат. Парадокс: работала она в университете только один день в неделю, но дипломников из года в год набирала больше всех. Вот такой талантливый ученый.

Связь с практикой

Эта часть рекомендаций адресована тем студентам, кто проходит практику честно и добросовестно. Особенно стоит обратить внимание на то, что вы собрали на производственно-профессиональной и преддипломной практиках.

На преддипломную практику многие отправляются уже с утвержденной на кафедре темой выпускной работы. Поэтому основная надежда – на производственную. Единицам удается почерпнуть что-то полезное на ознакомительной, но попробовать стоит.

Как связать результаты практик с будущей темой диплома:

  1. Проанализируйте всю документацию, которую вам удалось получить.
  2. Перечитайте инструкции, которые давали вам наставники.
  3. Подумайте, какие материалы отчетов можно использовать в качестве расчетной части дипломной работы (или хотя бы ее параграфа).
  4. Вспомните, чем конкретно вы занимались. Возможно, что-то не вошло в отчет, но сможет придать вес практической части дипломной работы.

Собственно, на выбор темы существенно влияют итоги ваших исканий по третьему и четвертому вопросу.

Если к полноценному рабочему процессу вас не допускали, не отчаивайтесь. Удалось добыть хотя бы какие-то документы – основа уже есть. Но в таком случае вас ждут усиленные размышления о том, что из имеющихся бумаг можно вытянуть.

Во избежание пустых раздумий рекомендуем поискать примерное содержание расчетных глав дипломов на заинтересовавшие темы. Посмотрите как сами тексты, так и списки использованных источников. Так вы сориентируетесь в документах, на которые опирались ваши предшественники, и поймете, в каком направлении двигаться вам.

Связь с будущей профессией или местом работы

Эта часть адресована тем, кто за годы учебы не разочаровался в выбранной специальности. Вы поняли, что это действительно то, чем вам хочется заниматься в жизни? Нужно использовать такой шанс. Ваш диплом будет написан не для галочки, а для использования в будущей работе.

Начните с организации, где проходили практику. Наберитесь смелости и заведите разговор с кем-нибудь из руководства (хотя бы с начальником отдела). Поинтересуйтесь такими вопросами:

  • чего ожидают от молодых специалистов в целом;
  • какие пробелы видны сегодня и необходимы к устранению в ближайшем будущем;
  • какие нововведения в работе планируются;
  • какие направления деятельности нуждаются в усовершенствовании;
  • интересуют ли руководство исследования молодых специалистов;
  • если да, то какие проблемы – в приоритете.

По ответам на эти вопросы вы сформируете довольно определенную картину. Станут понятны потребности организации и ваши перспективы в ней. Если вы готовы решать имеющиеся проблемы, вас будут рады видеть в штате.

Поэтому решите хотя бы одну проблему в своем дипломном проекте:

  • проанализируйте ситуацию;
  • предложите пути улучшения или даже спасения;
  • просчитайте выгоду в краткосрочной и долгосрочной перспективе (если это возможно);
  • советуйтесь с руководителем, который пошел с вами на контакт, в процессе написания работы.

Не забудьте потом презентовать результаты исследования в организации. Тогда дипломный проект станет не просто выпускной писаниной, а первой ступенькой к карьерному росту.

От курсовой до диссертации

Наконец, советы для тех, кто намерен посвятить себя исследовательской деятельности. Известны случаи, когда на успешной защите диплома звучали комплименты, вроде «Вот начало будущей диссертации». И это не просто красивые слова.

В науке приветствуется преемственность:

  • качественная курсовая ложится в основу дипломного проекта (об этом мы уже говорили выше);
  • диплом, в свою очередь, становится основой для магистерской диссертации;
  • магистерская обогащается новизной и расширяется до кандидатской;
  • по материалам кандидатской формируется новое направление – здравствуй, докторская!

Конечно, так бывает не всегда и не у всех. Но попробовать стоит, особенно если вы сможете найти такую тему, которой будете готовы посвятить не пару ночей, а годы своей сознательной жизни.

Учитывать стоит такие различия:

Вид работы Курсовые работы / проекты Дипломная работа / проект Диссертация
Новизна Не нужна В самостоятельном подходе к практической части Необходимое условие
Нарабатываемые навыки
  • умение работать с фундаментальными источниками;
  • привычка писать самостоятельно, без плагиата;
  • правильное оформление цитирования.
  • оригинальное мышление;
  • умение эффективно использовать теоретический материал в своих разработках.
  • самостоятельность суждений;
  • способность доказывать правоту одних авторов и спорить с другими;
  • умение находить новое и развивать его.
Вывод о теме Фактически писать можно о чем угодно Пишем о том, с чем можем работать 1. Пишем о том, о чем еще не писали другие.

2. Пишем о том, о чем уже сказано много, но с принципиально новой точки зрения.

Диплом – это своеобразный промежуточный этап. И если вы планируете использовать его материал в дальнейшем, ориентируйтесь на новизну сразу. Советуйтесь с дипломным руководителем – он ведь практикующий ученый. Вам повезет, если он относится к какой-либо научной школе и будет готов вести вас дальше в конкретном проблемном поле.

Признаки идеальной темы диплома

Подводя итоги, представляем подробный чек-лист. Он поможет всесторонне оценить выбранную проблематику и принять окончательное решение – подавать заявление на утверждение или подумать еще. Вот наши критерии:

  1. Интерес лично для вас.
  2. Понятность в плане теории и практики.
  3. Наличие теоретических заготовок в виде курсовых работ.
  4. Наличие практических наработок в виде отчетов по практике.
  5. Соответствие профилю желаемого дипломного руководителя.
  6. Возможность использовать в профессиональной деятельности.
  7. Востребованность специалистами-практиками.
  8. Научная новизна (хотя бы в зачатке), позволяющая проводить дальнейшие – более глубокие – исследования.

Если вы обнаружили совпадения по 7-8 пунктам, считайте, что вы нашли и свое место в жизни. Вы точно знаете, чем хотите заниматься, и готовы работать в этом направлении. Смело принимайтесь за труд.

Соблюдено 5-6 условий? Можете не сомневаться, что диплом вы защитите. Но стоит взвесить еще раз, готовы ли вы трудиться над тем, что вряд ли пригодится в жизни.

Ну а если совпало менее 4 пунктов , вероятно, с темой вы промахнулись. От ее разработки не только не будет пользы. Вы можете нажить себе проблем как в процессе написания, так и на защите. Так что лучше попробуйте другие варианты.

Также рекомендуем прочитать

Советы студенту-первокурснику, увлеченному наукой

В этой статье мы решили дать несколько советов студенту-первокурснику: с чего, как и почему нужно начинать свою научную карьеру. Впрочем, и другим студентам эти советы тоже будут полезны. Поэтому к чтению приглашаются все желающие.

Уровни образования в России

Структура отечественной системы образования достаточно сложна. После того как РФ в 2003 году присоединилась к Болонскому процессу, ее структура пережила кардинальные изменения. И до сих пор не все понимают, как соотносить «новеньких» бакалавров и магистров с уходящими в историю специалистами. Да и аспирантура в последние годы поменяла свою позицию в структуре. Разберемся во всех нюансах.

Как придумать хорошее название для научной статьи

Удачное название не спасёт плохую статью, а вот неудачное вполне может навредить хорошей.

Как правильно подобрать тему дипломной работы

Для выбора темы дипломной работы важно учитывать ряд определяющих факторов. Чтобы понять, на какой теме остановиться, требуется понимание сути процесса. Здесь нужно соблюсти несколько условий:

  1. Близкая и понятная тематика. Важно понимать, что диплом не пишется за одну ночь. Для качественной работы студент должен иметь минимальные знания и навыки в выбираемой теме.
  2. Актуальность. Писать надо «на злобу дня». Учащийся должен уметь разбираться, насколько уместна выбранная тема. Список, представленный преподавателем, мог быть составлен пять лет назад. Поэтому варианты надо перепроверять. Если выбрать тему бюджетных реформ, то она будет актуальна еще долгое время, и наличие проблем на этом уровне со временем не убавляется. Но если, например, диссертация будет посвящена внедрению машинописного текста на предприятии, оценка будет ниже средней.
  3. Личный интерес. Ни один проект не будет сделан «на совесть», если в нём не заинтересован его создатель. Лучшей мотивацией для написания диплома станет интерес студента к выбранной теме.
  4. Объём. Слишком узкое направление темы диплома не даст возможности качественно наполнить работу. Возможно, для рефератов или курсовых подобные изыски оправданы, но в этом случае нужно понимать, что растягивание материала на пару сотен страниц не прибавит студенту баллов.
  5. Доступность источников. Это условие перекликается с предыдущим, поскольку отсутствие информации (в интернете, в том числе) не позволит создать стройный и полезный научный труд.

Полноценное обучение

Если защита дипломного проекта не будет актуальна в ближайший год, сегодняшнему студенту стоит заранее подумать о том, где «подложить солому». Существует нехитрый приём, который каждому поможет грамотно и ответственно подойти к выпускному отчёту.

Следует как можно раньше выбрать для себя будущую тему дипломной работы и касаться её во всех экзаменационных сочинениях – рефератах, курсовых, прочих заданиях, где имеется возможность самостоятельно выбирать тему. К последнему курсу учащийся будет подкован в «своей» тематике и иметь под рукой дополнительные материалы в качестве источников.

Общение с руководителем

Каждая дипломная работа подразумевает под собой кураторство одного из преподавателей. Чтобы понять, как расставить приоритеты при общении с человеком, от которого зависит написание и последующая защита диссертации, следует учитывать несколько условий:

  • выбранная дипломная тема должна перекликаться с научными идеями куратора;
  • живое общение. Не стоит забывать, что преподаватель тоже живой человек. Для успешного взаимодействия студенту требуется установить живое общение с куратором и наладить контакт, поскольку его помощь может потребоваться для решения возникших вопросов;
  • постоянная отчетность. Преподаватель при каждой встрече со студентом должен видеть, что дело продвигается в нужном направлении, и учащийся заинтересован в качественном результате, выбрав нужное направление.

Утверждение темы

Конец первого семестра пятого курса – последний отрезок времени, когда студент может выбирать или корректировать тему дипломной работы. Подобное возможно и в более поздние сроки, но инициатива будет исходить со стороны преподавателя. Такое происходит, когда куратор выявляет, что тема дипломной работы не будет освещена грамотно, если отсутствуют необходимые материалы, источники. Но выпускник уже не сможет повлиять на дальнейший ход действий.

Стратегия выбора

Существует несколько способов выбора нужной студенту темы.

  1. Диплом как продолжение предыдущих работ. Если учащийся определился с выбранной тематикой на предыдущих курсах обучения, он имеет явное преимущество перед своими неподготовленными сокурсниками. Проработав идею будущего проекта через написание курсовых, монографий, рефератов, студент защитит диссертацию в легкой и свободной форме;
  2. Самостоятельное предложение. Редкое, но иногда встречающееся на практике решение, исходящее от выпускника. Подобное происходит, когда диплом нужен не только как подтверждение окончания вуза, но как собственное научное воззрение, требующее обязательного обсуждения в кругу преподавателей.
  3. Отсутствие стратегии. Беспечные ученики редко переживают за выбор темы проекта. Обычно их приоритеты ничем не обусловлены, из-за чего страдает качество диссертации. Подобный подход не в состоянии отразить существующую проблему, и выпускник получает заслуженный балл.
  4. Выбор преподавателя. Такое положение дел возможно в двух случаях – либо куратор считает собственные приоритеты важнее задач своего подопечного, либо последний не желает сам проявлять инициативу. Ни тот ни другой вариант не пригоден для качественной диссертации.

Студенту надо помнить, что приступать к выбору темы дипломной работы нужно как можно раньше. За два-три года обучения каждый в состоянии понять, какая тематика его интересует больше всего. Хорошие отношения с куратором, выгодное для обоих сотрудничество, расширение кругозора за счет дополнительных источников, украшающих и наполняющих работу – основа качественной, проработанной и несущей научную пользу диссертации, способной не только обеспечить студента желаемым баллом, но и поднять актуальную тему в нужных педагогических дискуссиях.

Блог Студланса о студлансе!

Курсовые / рефераты / решение задач

Доступные цены! Сроки от 1 дня!

Как выбрать тему дипломной работы?

В число извечных жалоб человечества («Все мужики козлы», «Все бабы стервы»…) входит и студенческое «Ну что можно написать по этой теме!». Подразумевается, что бедняге выпала самая сложная, скучная, неподъёмная тема дипломной работы, какую только можно вообразить. И материала не хватает, и вообще… Кошмар, а тема!

Вопрос: а чего ты начал-то по ней писать диплом? Только не надо говорить, что научный руководитель угрожал расстрелом через повешение. В ультимативном порядке темы дипломных работ раздают либо инертным, либо шибко нелюбимым студиозусам. Адекватный студент в выборе темы дипломной работы участвует наравне с преподавателем.

Правда, бывают ситуации, когда неадекватен научрук. Но кто вас заставляет писать диплом у тирана-диктатора? Научного руководителя надо выбирать с умом. Ведь от того, какого вы препода выберете, с кем вы начнёте писать курсовые и выйдете на диплом – зависит и выбор темы дипломной работы:

  • во-первых, тема должна соответствовать кругу научных интересов преподавателя;
  • во-вторых, у вас должен быть налажен контакт с научным руководителем, позволяющий обсуждать темы и высказывать свои предпочтения;
  • в-третьих, ваши успехи в написании курсовых должны быть приличными, чтобы преподаватель прислушивался к вашему мнению (какое мнение может быть у двоечника, кое-как сдававшего курсовые в дополнительную сессию?);
  • в-четвёртых, сам научрук должен приветствовать активность студента.

Так что если вам не всё равно, на какую тему писать диплом – начните свой путь к защите с правильного выбора научного руководителя.

Помимо психологического портрета преподавателя, очень важно учитывать и кафедру, на которой он преподаёт, и научную проблематику, на которой специализируется. Преподаватель может быть золотым человеком, но работать над скучнейшей, на ваш взгляд, проблемой – в рамках которой и раздаёт темы дипломных работ. Как думаете, с большим энтузиазмом вы в этом случае будете работать над дипломом?

Напомним, что оптимальный вариант выхода на диплом – это последовательное написание у вашего научного руководителя нескольких курсовых (о чём мы говорили в статье «Когда начать написание диплома?»). В этом случае вектор ваших научных интересов уже задан, осталось конкретизировать тему дипломной работы.

Каким образом происходит выбор и утверждение темы диплома?

Примерные перечни тем дипломов утверждаются кафедрой – в соответствии с профильными направлениями работы преподавателей, а также с учётом научной и практической значимости разрабатываемых проблем. Поскольку в составлении списка тем участвуют и преподаватели, обычно учитывается проблематика курсовых работ их подопечных. В большинстве случаев список тем примерный, и где-то до конца первого семестра пятого курса, до окончательного утверждения, можно вносить изменения. В ряде случаев допускается коррекция формулировки темы дипломной работы и в процессе работы (например, если преподавателю становится ясно, что материалов мало и тему не вытянуть).

Таким образом, выбор темы исследования, с одной стороны, ограничен определёнными рамками, а с другой – подразумевает возможность активного участия студента.

Можно выделить несколько стратегий выбора темы:

  1. Тема дипломной работы становится естественным продолжением тем курсовых. Дипломная работа представляет собой обобщение или конкретизацию проблем, которые студент разрабатывал несколько лет. Студент ещё до пятого курса представляет, по какой теме будет писать диплом.
  2. Студент сам предлагает тему диплома. Этот вариант не противоречит первой стратегии, так как в процессе работы над курсовыми перед студентом раскрываются различные грани научной проблемы. Тема дипломного исследования должна быть конкретной, достаточно узкой, поэтому почти всегда есть возможность самостоятельно выбрать грань, на которой будет заострено внимание при написании диплома.
  3. Студент особенно не заморачивается и берёт то, что дают. Смотрит на список предложенных тем (обычно они соприкасаются с темами курсовых, но не всегда). Тыкает в ту, что кажется более-менее приличной. Так часто делают учащиеся, планирующие заказать дипломную работу у студлансера (какая разница, какую тему лучше выбрать для диплома – не мне же с ней разбираться!).
  4. Преподаватель сам выбирает тему дипломной работы, сам определяет итоговую формулировку. Это бывает в тех случаях, когда научрук по природе тиран или студент по природе – болван.

Как самостоятельно выбрать тему диплома?

Итак, вы планируете самостоятельно определиться с темой исследования, а ваш научный руководитель не имеет возражений. Как выбрать тему для диплома, чтобы а) обосновать её перед научруком и кафедрой; б) потом не пожалеть?

Используйте следующие приёмы:

  1. Выбирайте тему, близкую к уже проведённым исследованиям. Учитывайте уже имеющийся у вас материал, полученный при работе над курсовыми и практическими.
  2. Проанализируйте состояние источников по предполагаемой тематике, оцените сложность будущих практических исследований. Прикиньте на глаз, достаточно ли материалов по интересующей вас теме и не возникнет ли сложностей при осуществлении практических мероприятий. Если на вашей кафедре при написании диплома требуют использовать литературу на иностранных языках, промониторьте её доступность до утверждения темы, так как вряд ли вам выпишут путёвку в Библиотеку Конгресса.
  3. Чтобы написание диплома стало увлекательным занятием, определите самые интересные для вас моменты в тематике, по которой вы будете работать. Именно на этих моментах и заострите своё внимание, конкретизируя тему диплома.
  4. Изучая как историю исследования темы, так и актуальные аналитические обзоры, постарайтесь найти острую проблему, непроверенную гипотезу в рамках интересующего вас научно-практического вектора. Это позволит успешно обосновать актуальность темы. Да и писать диплом будет интересней.
  5. Проконсультируйтесь с преподавателем, выслушайте его мнение относительно актуальности тех или иных вопросов, которые можно поднять в рамках очерченной тематики.

Проделав эту работу, набросайте несколько вариантов тем. А затем проанализируйте каждую – подходит ли она для дипломного исследования?

Анализ и обоснование выбранной темы диплома

Поскольку диплом является итоговой работой студента и носит научно-исследовательский характер (рекомендуем прочитать статью «Чем диплом отличается от курсовой» ), тема должна соответствовать ряду условий:

— отвечать задачам подготовки по вашей специальности;
— вписываться в направление работы кафедры, проблематику ведущихся на ней исследований;
— учитывать актуальные проблемы современной науки;
— иметь практическую значимость.

Обоснование актуальности темы дипломного исследования – обязательная часть введения. Но задуматься над обоснованием темы нужно ещё в момент её выбора. Будет очень обидно, написав диплом практически целиком и принявшись за введение, выяснить, что актуальность темы весьма сомнительна. Поэтому тщательно продумайте, сможете ли вы обосновать теоретическую и практическую значимость вашей работы?

Не забывайте и о том, что тема должна быть узкой, а не всеохватывающей. Вы ведь не на монографию размахнулись! Например, «История правления Петра I» никак не может считаться темой дипломной работы, в отличие от, скажем, «Теории меркантилизма в практике экономических преобразований петровской эпохи».

В то же время чрезмерная узость темы, подходящая для статьи в научном журнале, не позволит вам полноценно, без воды, написать работу заданного объёма. Так что придётся балансировать, выбирая золотую середину!

Если все условия соблюдены, направляйтесь к научному руководителю со своими идеями и предложениями. Лучше показать преподавателю несколько вариантов и обсудить каждый из них. При этом не стесняйтесь высказывать своё мнение и отстаивать самый интересный для вас вариант. В конце концов, речь идёт о вашей дипломной работе! Вам же не всё равно, на какую тему её писать?

Если вы планируете заказать диплом у студлансера…

Теоретически, в этом случае можно сказать: «А мне глубоко по барабану, какая там тема!». Опубликовал заказ – выбрал автора – получил диплом. Но лучше всё-таки подойти к выбору темы сознательно. Чтобы получить от студлансера максимально качественную дипломную работу, рекомендуем:

  • Заказывать диплом у того же автора, который успешно писал вам курсовые – он уже разбирается в проблеме.
  • Позволить студлансеру выбрать тему дипломной работы.
  • Принести преподавателю варианты тем и их обоснования, полученные у студлансера.

Какие плюшки вы получите:

  • Студлансер будет писать качественную работу по нормальной теме, а не материться в процессе написания: «Ну какой дурак дал эту тему и какой дурак её взял?!».
  • Вы сможете сэкономить на стоимости дипломной работы (чем «кошмарней» тема, тем выше будет цена).
  • Ваш научный руководитель с первых дней подготовки диплома увидит вашу заинтересованность и будет относиться к вам доброжелательней.
  • Вы сразу вникните в тематику своего дипломного исследования и будете понимать, о чём там речь, в чём заключается актуальность работы и зачем вы (как предполагает преподаватель) её пишете.

Даже если вы заказываете диплом студлансеру, не откладывайте близкое знакомство с темой до защиты!

Читать еще:  Как выбрать сплит систему советы мастера
Ссылка на основную публикацию