Как выбрать тахограф
Какой тахограф лучший: выбираем оборудование для автомобия
Тахограф – это специальное устройство, монтируемое в транспортное средство для проведения контроля за соблюдением режима труда транспортного средства, а также за контролем скорости и пробега. Все это необходимо для того, чтобы повысить уровень безопасности при перевозках и управлении автомобилем.
Использование такого контролирующего средства в качестве необходимого на законодательном уровне дает возможность существенно уменьшить процент ДТП с участием транспортных крупногабаритных средств. Практика обязательной установки тахографа уже давно распространилась по всей Европе, а на территории России закон об их установке начал действовать с 2014 года.
Любое фиксирование параметров и изменений в транспортном средстве при его движении производится в онлайн-режиме и записывается на носитель, то есть на карту памяти. Информационные сигналы, регистрируемые тахографом, позволяют в случае необходимости не только проследить работу и действие водителя, но и основные параметры автомобиля в каждый момент времени. Это поможет разрешить вопросы и спорные ситуации с дорожной автомобильной инспекцией.
Лучшие тахографы для машины внешне похожи на автомобильную магнитолу, да и монтируются они в тот же самый слот.
Важный момент: если необходимо поставить устройство в автомобиль, выпущенный до 2005 года, необходимо также провести демонтаж скоростного датчика, спидометра и проводов.
Какие тахографы лучше?
После того как начал действовать закон об установке тахографов, у многих компаний, предоставляющих услуги по перевозке грузов, появился вопрос – какой тахограф лучше поставить в авто, чем отличаются модели и как правильно заниматься монтажом этих аппаратов?
Список моделей достаточно обширен, но лучше всего обратиться к официальному порталу Российского автомобильного транспорта, в котором указан полный перечень допустимых для установки тахографов.
Отличаются эти модели тем, что они произведены в России, полностью соответствуют ЕС требованиям и доступны для использования в других странах.
Единственное, что отличает эти модели – это используемые модели и электроника. Есть три типа модулей – это СКЗИ, GPS и ГЛОНАСС.
В зависимости от территории использования автомобиля (Россия или другие страны), к тахографам применяются различные требования. Отличия тут заключаются в установке дополнительных блоков:
- Оснащение СКЗИ-блоком;
- Оснащение GPS/ГЛОНАСС.
Для тех перевозчиков, которые работают на территории России, установка тахографа является обязательным требованием. Это требование касается грузовых транспортных средств, автобусов. На них устанавливаются модели СКЗИ, то есть аппаратура со средствами криптографической защиты информационных данных. Что же касается работы за границей, то там нельзя использовать СКЗИ.
Лучшие модификации
Если же говорить о том, какой тахограф лучше поставить, то безусловными лидерами в этом вопросе стали контрольные элементы из линейки Меркурий, Штрих-Тахо RUS, а также аппаратура КАСБИ.
Но первое место занимает Штрих-Тахо RUS. Его преимущества – это функциональность и надежность. Также такая линейка отличается простой настройкой и калибровкой. На высоте здесь и сервисное обслуживание. Однако есть и минус – слишком высокая стоимость. Второе место – КАСБИ DT. Серебро достается Меркурию. Более подробно об этой теме можно узнать из интернета. Например, на данной странице у вас есть возможность изучить вопрос на тему того, какой тахограф лучший http://www.tahocard.ru/info/kakoy-takhograf-vybrat/ либо на другом ресурсе по вашему желанию.
Доступ к информации
Доступ к данным открывается после предоставления специализированной карточки. Вне зависимости от выбора того, какой тахограф лучше поставить, все они работают с одним из нескольких видов карт:
- Карта водителя. Она используется во время перевозок;
- Карта мастерской. Она используется для такого персонала, который занимается обслуживанием тахографа;
- Карта организации, занимающейся грузоперевозками. Она нужна для использования при спорных моментах;
- Карта инспектора. Ее используют во время проверок.
Карта водителя
В тахограф вставляется личная идентификационная карта водителя, на которую во время поездки и производится запись всех необходимых и самых важных данных на протяжении всего движения, поэтому в плане детализации сложно сказать, какие тахографы лучше.
Везде отображаются данные как о показателях транспорта, так и о действиях водителя и его маршруте. Вся информация может быть использована в качестве официального подтверждения действий и показателей в случае разборок при спорах или во время судебного разбирательства.
Существует две разновидности личных идентификационных карт водителя – это отечественная карта и карта Европейского стандарта – СКЗИ и ЕСТР соответственно. Основная разница заключается в том, что на идентификационных России все информационные данные отображены на двух языках – на английском языке и на русском. Что же касается карт европейского образца, то они отображают информацию только на английском языке. И это все отличия, которые есть у этих двух видов карт.
В остальном же карты одинаковы – наличие микрочипов, на которые записываются данные, а также все та визуальная информация, которая отображена на лицевой стороне. Это данные о водителе и о самой карте для тахографа:
- Фотография водителя, а также его дата рождения и Ф.И.О.;
- Срок окончания действия карты;
- Кодовые идентификационные номера;
- Личная подпись владельца карты;
- Адрес компании, совершающей грузоперевозки.
Такие водительские карты можно получить лишь у специализированных компаний, у которых есть на это официальная лицензия и соответствующие разрешения.
Водители и юридические компании, использующие ЕСТР карты, должны не забывать о том, что такие водительские карты были разрешены для использования до 1 числа этого, 2018 года. После этой даты такие карты имеют право использовать лишь те организации, у которых есть активная лицензия, позволяющая им совершать интернациональные перевозки.
Как выбирать тахограф?
Согласно приказу Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 (в ред. От 30.01.2018) поставлена точка, в вопросе нужен тахограф или нет? Ответ однозначный, нужен. Если Ваш автомобиль попадает под категорию М2, М3, N2, N3. За исключением автомобилей указанных в этом же приказе (Приложение №2).
Сотрудники транспортной инспекции совместно с ГИБДД, останавливают водителей все чаще. Происходит это на стационарных постах и не только. Делают они это на регулярной основе. Осуществляют проверку транспортных средств не только на наличие тахографа. Сотрудники служб подняли свой уровень осведомленности, благодаря регулярным обучающим семинарам от производителей тахографов. Теперь они отличают цифровой тахограф от аналогового. Умеют пользоваться картами контролера. И даже способны вывести отчет по карте водителя и тахографу. Больше того, похоже по проверке тахографов появился свой план. Т.е. если до этого проверка наличия устройства была что называется «до кучи». То теперь проверка прибора учета рабочего времени водителя может стать причиной по которой остановили транспортное средство сотрудники ГИБДД и ТИ.
Плохо это или хорошо мы рассуждать не будем. Примем этот факт, как данность. Некоторые водители по-прежнему считают, что смогут за 200-300 решить вопрос на месте. И пока такая возможность у них есть. Это продлиться до момента, когда проект федерального закона, станет просто законом. Мы говорим о проекте Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам обеспечения безопасности при перевозке работников автотранспортным средством), который 9 октября 2015 года был подписан президентом РФ В.В. Путиным.
Данный законопроект предусматривает корректировку КоАП РФ и дополнения в УК РФ. Штраф предусмотренный на текущий момент от 1000 до 3000, за управление транспортным средством (либо выпуск на линию ТС) без технического средства контроля – тахографа. После вступления закона в силу, штраф для водителя или владельца ТС составит от 30000 до 50000 рублей. Для должностного лица, выпустившего ТС не оборудованное тахографом на линию новый штраф, составит от 70000 до 100000 рублей, вместо 5000-10000 на текущий момент. Такая же сумма штрафа предусмотрена, для ИП. Т.е. если Вас остановят сотрудники как владельца ТС управляющего им, а Вы являетесь и ИП, то оштрафуют Вас и как водителя, и как ИП. Таким образом сумма штрафа будет начинаться от 100 000 рублей. Весомый довод в пользу установки тахографа прямо сейчас. Если Вы владеете парком автомобилей, штраф будет начислен за каждое транспортное средство, не оборудованное тахографом.
Надеюсь, у меня получилось Вас убедить в оправданности расходов на покупку и установку тахографа. Теперь перейдем непосредственно к выбору. В заголовке стоит вопрос не какой, а как. Это сделано не случайно. Практически все современные цифровые приборы учета режимов работы и отдыха водителя, схожи по своему функционалу. Кто-то выбирает по привычке. Тут в чистом виде проявляется синдром утенка, что первое увидел, то и полюбил. Усердно доказывая на форумах, что именно его тахограф самый надежный, удобный, долговечный нужное подчеркнуть. И не всегда получается убедить человека, что, если установленный целых 6 месяцев назад тахограф работает до первого прикуривания, это не есть надежный тахограф. Или что свисающие провода от модуля гео-позиционирования, это не нормально.
Что важно учитывать при выборе тахографа? Даже самый лучший прибор будет работать плохо, если его установили некачественно. А если исходить из того что современные устройства близки по функционалу, есть смысл в первую очередь определиться с мастерской которая будет осуществлять работу по установке тахографа. И тут гнаться за дешевизной и выбирать самое недорогое не стоит. Поиск мастерской следует начинать с просмотра сайта агентства автомобильного транспорта Минтранса РФ, в разделе деятельность, тахографический контроль, сведения о мастерской. Там Вам следует выбрать регион где Вы непосредственно находитесь или планируете находиться с целью установки тахографа. На сайте мастерские упорядочены в порядке выдачи им лицензий на осуществление данного вида деятельности. Почему лучше выбирать лицензированные мастерские? Потому что только лицензированные мастерские по закону имеют право осуществлять установку тахографа. У лицензированных мастерских есть своя карта мастерской, при помощи, которой и происходит активация тахографа, после его установки.
Пример из жизни, подсмотренный на форуме дальнобойщиков. После установки тахографа, Блок навигации вообще был закинут под щиток приборов, где его и порубало тягой стеклоочистителя. Благо водитель, очень вовремя почувствовал запах дыма и остановил свой автомобиль. Промедление в этом конкретном случае могло привести к возгоранию автомобиля. Конечно такое может случиться даже если вы обратились к специалистам в мастерской с лицензией. Но если лицензии нет, а карта мастерской для тахографа вообще от другой мастерской (из другого региона) То и претензии предъявить по адресу не получиться.
На практике бывали случаи, когда какой-то умелец-механик приобретал карту мастерской (за это кстати могут отозвать лицензию). Что бы с её помощью активировать устройство регистрации режимов работы водителя. Предлагая интересную цену, оказывал услуги по установке тахографа и его активации, не имея на то никаких разрешительных документов и лицензий, разумеется. Водители конечно рады возможности сэкономить честно заработанные нелегким трудом деньги. Но зачастую экономии не получается. Низкое качество работы, сведет на нет пользу низкой стоимости услуг. А если тахограф не откалиброван (тарирован) или откалиброван, но не корректно. Он не соответствует требованиям, которые предписаны приказом Минтранса. Т.е. что он есть, что его нет сотруднику разницы нет.
Но это все-таки крайности. Представим, что у мастерской есть лицензия, есть вменяемый механик с опытом. Который действительно хорошо может поставить Вам прибор. Однако и это не может быть гарантией того что проблем не возникнет. Не все компании готовы держать склад с тахографами и расходными материалами, датчиками, электронными спидометрами и прочими необходимыми для установки цифрового тахографа вещами. Прибавим к этому что не у всех мастерских есть возможность иметь в наличии специализированное установочное оборудование. Для тахографов VDO, например, необходимы специальные программаторы (портативные переносные устройства в кейсе). Плюс к этому каждый измерительный прибор должен иметь поверочное удостоверение, с актуальной датой поверки. Обобщая абзац, одного опытного умелого мастера недостаточно, необходим набор специальных измерительных и монтажных приборов, которые есть далеко не у всех мастерских.
Однако, по телефону Вам могут рассказать, что всё оборудование в наличии есть и тахографов на складе полно. Но почему-то приступить к монтажу могут приступить не раньше следующей недели. На установку одного прибора, у нормального мастера (если ещё и машина новая) времени уходит немного. 1,5-2 часа. В это время входит калибровка (тарировка) тахографа, установка датчиков и подключение самого прибора. Если Вам указывают сроки 3-4 дня, видимо не всё в наличии на складе. И для оказания услуг по установке тахографа мастерской нужно что-то ещё. Возможно всё по списку (тахограф, датчики, измерительные приборы, программаторы).
Таким образом самый главный критерий по которому можно выбрать компанию мастерскую для установки прибора учета времени работы и отдыха водителя, это в первую очередь репутация самой компании. Как правило это коррелируется с возрастом самой мастерской. Или с тем набором постоянных клиентов с которыми мастерская постоянно работает.
Какой тахограф выбрать
Вступивший в силу приказ Минтранса России №273 от 21.08.2013 обязывает владельцев транспортных средств определенных категорий оснастить их бортовым оборудованием, предназначенным для контроля режимов движения, труда и отдыха. Согласно утвержденному документу на ТС должны устанавливаться тахографы с блоком СКЗИ (средством криптографической защиты информации). Однако большое количество игроков на современном рынке заставляет перевозчиков задаваться вопросом, какая же модель наиболее предпочтительна.
Компания «Тахографсервис», предоставившая эту статью, реализует только оборудование, отвечающее требованиям российского законодательства и европейского соглашения. Мы являемся сертифицированным центром, включенным ФБУ «Росавтотранс» в перечень сведений о мастерских и выполняем полный спектр работ по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию и ремонту цифрового и аналогового оборудования.
Основополагающие факторы выбора
Не допустить просчетов при приобретении тахографа и последующих финансовых потерь поможет не только соблюдение требований нормативных актов, но и учет основных факторов.
Все устанавливаемые российские и европейские модели соответствуют единому стандарту, поэтому выбор устройства может быть обусловлен только географией эксплуатации транспортного средства:
- Перевозчикам, работающим на международных маршрутах, следует устанавливать тахографы, отвечающие нормам ЕСТР, которые прописаны в приложении Annex 1B — помимо сигнала скорости, оборудование должно использовать IMS (второй, независимый сигнал движения), штатный датчик движения KITAS II+ и быть сертифицировано;
- Перевозчикам, работающим на внутрироссийских (междугородних) маршрутах, следует устанавливать оборудование, соответствующее требованиям приказа Минтранса РФ №36 и включенное ФБУ «Росавтотранс» в перечень разрешенных моделей.
Сервисное обслуживание и эксплуатационные характеристики
В зависимости от производства модели тахографов могут различаться управлением и алгоритмом работы, способом выгрузки собранной информации. В расчет должно браться наличие технической и справочной информации и квалифицированных специалистов, которые могут осуществлять установку, гарантийное и послегарантийное сопровождение, а также возможность оснащения той или иной моделью транспортных средств российского производства без переоборудования автомобиля.
Каждый из принятых стандартов средств контроля имеет свои несомненные преимущества:
- Тахографы, отвечающие требованиям ЕСТР, характеризуются высокой надежностью и качеством конструкции, максимальной защитой информации, удобством эксплуатации, которая может осуществляться на территории любого государства ЕС;
- Тахографы, отвечающие требованиям Минтранса, устанавливаются на все транспортные средства, имеющие панель под 1 DIN, производят выгрузку при помощи обычного Flash-накопителя и подключаются к трекинг-системе ГЛОНАСС. Имеют широкие дилерские сети и упрощенную процедуру установки.
Стоимость
Цена, по которой осуществляется продажа тахографов, примерно одинакова для Санкт-Петербурга и других городов РФ. К ней необходимо добавить стоимость установки оборудования и последующего обслуживания.
Здесь, несомненно, лидируют российские тахографы, отличающиеся более демократичной ценой, не требующие дорогостоящих расходных материалов, дополнительных датчиков и специальных устройств.
Тахографы, допущенные к установке ЕСТР и ФБУ «Росавтотранс»
Транспортные средства, осуществляющие международные пассажирские и грузоперевозки, должны оборудоваться исключительно цифровыми средствами контроля. К допущенным к установке моделям, каждая из которых соответствует «Правилу одной минуты» согласно предписанию ЕС 1266/2009, относятся:
- Siemens VDO DTCO 1381, соответствующий предписанию ЕС 3821/85;
- Stoneridge Electronics SE5000, разрешенный к эксплуатации в сложных климатических условиях и в агрессивных средах;
Транспортные средства, осуществляющие внутрироссийские пассажирские и грузоперевозки, могут оборудоваться допущенными к установке контрольными устройствами российского образца, к которым относятся:
-
- Штрих ТахоRus (как с GPRS-модемом, так и без него);
- Меркурий ТА-001;
- КАСБИ DT-20M;
- Drive 5;
- EFAS V2 RUS;
- ТЦА-02НК;
- Continental DTCO-3283.
Как выбрать тахограф
В связи с введением обязательного оснащения ТС категорий М2, М3 и N2, N3 (старая классификация C,D,E ) тахографами многие руководители задаются вопросами «Какой тахограф выбрать?», «Как уменьшить затраты на установку тахографов?», «Как снизить издержки на эксплуатацию при применении тахографов?»
Сразу отметим – не хотите ни при каких условиях быть обвиненными в нарушении законов – ставьте тахографы по требованиям ЕСТР и соблюдайте условия эксплуатации, подробно прописанные в ЕСТР. Никто и никогда не сможет обвинить Вас в нарушении, если вы не виноваты. Дорого, очень много условий, но они четко и точно прописаны, отлично работают и вы заранее знаете когда, за что и на сколько Вас могут оштрафовать.
Начнем с того, что неправильно ставить вопрос «купить тахограф дешево». В последнее время тахографами стали называться такие устройства, которые таковыми не являются с точки зрения законодательства. Список одобренных тахографов вы можете посмотреть на сайте министерства транспорта РФ. Специфика ситуации в том, что некоторых одобренных моделей нет в продаже, зато существует огромное количество устройств, которые продавцы называют тахографами, но они не имеют разрешения на эксплуатацию на территории РФ (а тем более Европы).
Вооружимся законодательством (тексты документов Вы можете найти на вкладке Законодательство) и начнем разбираться.
Откроем самый старый документ – постановление правительства №922 от 03.08.1996 года. Согласно этому документу, с 1998 года на все новые грузовики массой свыше 15 тонн и автобусы с количеством пассажиров более 20, оснащение тахографами должно происходить на заводе-изготовителе по нормам ЕСТР.
На дворе 2012 год, оснащение на заводах не осуществляется, мало того – в некоторые модели автомобилей европейский датчик скорости для тахографа можно поставить только после замены коробки передач!
Вы не завод — производитель и Вас не могут привлечь за нарушение постановления №922 (хотя некоторые мастерские цитируют это постановление и для машин, находящихся в эксплуатации).
Следующее постановление правительства, которое касается оснащения контрольными устройствами – постановление правительства №720 от 10 сентября 2009 года. Согласно этому постановлению Все ТС, находящиеся в эксплуатации, категорий М2, М3 и N2, N3 должны быть оснащены «техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха» до 23 января 2012 года.
Казалось бы, что эти два приказа противоречат друг другу: один говорит должен быть ЕСТР и точка, второй подразумевает и другие сертифицированные «технические средства». Однако, читайте внимательно – один касается новых машин, т.е. выходящих с завода, второй – для машин в эксплуатации.
В подтверждение данной позиции МИНТРАНС прислал письмо № 03-03/07-568 от 14.02.12, в котором заявил, что на автомобили, находящиеся в эксплуатации можно устанавливать любое контрольное устройство, сертифицированное на соответствие 720 приказу, а ТС, участвующие в международных перевозках должны оснащаться устройствами с сертификатом соответствия ЕСТР. Посмотреть документ можноздесь(стр.1,стр.2).
Любое устройство, сертифицированное, по ЕСТР имеет сертификат по 720 правилам, иначе его не пропустили бы через таможню.
Итак, для эксплуатации на территории РФ обязательно наличие сертификата о соответствии 720 техническим требованиям, но, если ваш автомобиль выезжает за пределы РФ (в том числе Белорусия или Казахстан), то необходимо еще соответствие правилам ЕСТР.
Итак разобьем все существующие модели на 2 большие группы:
1. Соответствующие как ЕСТР, так и 720 постановлению правительства.
2. Соответствующие только 720 постановлению правительства.
Все остальное может называться тахографами, но запрещено к эксплуатации на территории РФ.
С теми машинами, которые покидают территорию РФ все понятно – им необходимы тахографы первой группы, переходите сразу к разделу «Выбор модели тахографа по ЕСТР», у остальных есть выбор.
Выбор типа тахографа.
Если в вашей компании в эксплуатации приняты ТС европейских марок, и их возраст менее 16 лет (есть еще и старички на просторах РФ), то ваши машины уже должны быть оснащены приборами по правилам ЕСТР. Вам необходимо их только своевременно калибровать и поверять (аналоговые), а так же регулярно (не реже чем 1 раз в 28 дней) считывать и хранить информацию в течении 1 года.
По требованиям ЕСТР тахограф должен быть ТОЛЬКО цифровой (с индивидуальными чип – картами у каждого водителя). Т.е. каждый водитель предприятия должен иметь свою карточку и своевременно продлевать ее. Помимо этого, для считывания информации с тахографа необходима карта предприятия (минимум одна, но их количество на одно предприятие ограничивается только разумными тратами на приобретение карт) и специальный считыватель данных. Так же для эксплуатации тахографа необходимо иметь специальную бумагу для принтера, которая расходуется только в момент проверки или обслуживания устройства. Ежедневных распечаток делать не требуется – информация дублируется в тахографе и карте водителя.
Если у Вас машины до 2006 года выпуска – то у Вас стоят аналоговые тахографы, которые пишут информацию на тахокарты, или, как их называют водители, «Шайбы». С ними просто в сборе информации, но сложно в хранении и учете – 30 дней шайбы находятся у водителя (для предъявления инспектору), потом хранятся год на предприятии.
Недостатком такого метода хранения информации является как сложность учета, расшифровки и хранения данных, так и огромное количество подделанной информации. За 10 лет обязательного применения было выявлено более 100 способов (способов, а не случаев) подделки данных, как в одну, так и в другую сторону. Водители использовали тахографы для получения максимальной прибыли в ущерб безопасности.
К сожалению, не на все автомобили производства СНГ возможно установить тахограф согласно требований ЕСТР, например автобус – Газель или Бычок. Для правильной установки Европейского тахографа в них необходимо заменить коробку переключения передач. Причем не на такую — же, Российского производства, а на аналогичную импортную, что по стоимости превысит стоимость машины, да и документы на переоборудование собирать не легкий труд.
В РФ возможно устанавливать как цифровые аппараты российского производства, так и европейские аналоговые (уже не выпускаются, но собраны со складов всей Европы). Но сертификаты на эти аналоговые устройства вот-вот закончатся, поэтому при приобретении необходимо смотреть на дату окончания в сертификате.
Российские цифровые устройства отличаются от европейских шифрами карт (стандарт тот же, но записанная информация кодируется по-другому), и тем, что не используют дорогостоящих датчиков скорости (но за счет этого и ниже защита от взлома). Их можно подключить как к штатным датчикам автомобиля, так и к системе ГЛОНАСС (на практике в 90% случаев установка только по системе ГЛОНАСС, т.к. подключение к штатному датчику скорости стоит дополнительных денег, а выполнение минимальных требований делают с минимальными затратами).
Выгодной особенностью российских устройств является возможность одновременного выполнения требований по тахографам и по ГЛОНАСС. Для подключения трекинг системы к российскому устройству достаточно вставить туда SIM карту с оплаченным интернетом и заключить договор на сопровождение с одной из фирм, принимающих такой стандарт передачи данных, либо установить свой сервер, для передачи треков на него.
Алгоритм работы и управление практически копируют европейские аналоги. Таким образом, водитель, пересевший с европейской машины, легко освоится с управлением российским устройством. Необходимо только получить карту российского образца.
Выгрузка данных осуществляется аналогично европейским устройствам, единственное отличие – производить выгрузку можно при помощи обычного USB Flash накопителя, что многократно дешевле европейских устройств. Аналогично, для российских устройств используется обычная кассовая бумага, а не специальная, дорогостоящая.
Мало того – выгрузить данные с российского устройства, подключенного к трекинг системе ГЛОНАСС возможно дистанционно, посредством GPRS канала.
Аналогичные системы имеются и у Европейских производителей, но их стоимость значительно дороже российских.