Какой цветовой профиль выбрать для печати на струйном принтере

Какой цветовой профиль выбрать для печати на струйном принтере

Настройка цветового профиля принтера

Часто ли Вы задавались такими вопросами: «Почему монитор компьютера показывает нам одни цвета у изображения, после распечатки на принтере получаются другие, а как только загружается бумага иного производителя — результат полностью не похож на первые два варианта».

А дело здесь, оказывается, в том, что экран компьютера создает оттенки с помощью трех определенных основных цветов именуемых — RGB (Red, Green, Blue), а печать на принтере происходит уже в несколько другой системе — CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, BlacK).

При этом ради справедливости, надо отметить, что если фотопечать — это не ваше хобби или профессия, то вопрос передачи цвета для Вас, скорее всего, вообще, не будет особо критичен, ведь большинство владельцев цветных принтеров совершенно не подозревают, что же это такое — цветовой профиль, и превосходно обходятся без него.

На рисунке ниже вы можете оценить разницу между исходным изображением и снимками, распечатанными с использованием различных расходных материалов.

Тем не менее, предлагаем Вам подробней рассмотреть, а что же нужно предпринять, чтобы цвета и оттенки, напечатанные на бумаге, получались максимально близкими с теми, что сохранил Ваш фотоаппарат.

Вначале необходимо четко уяснить, что каждый цветовой профиль способен нормально функционировать только в жесткой связке – модель принтера+определенные чернила+определенная бумага.

Если хоть что-то в этой связке поменять — профиль будет не только бесполезен, но даже и вреден.

Например, если при работе с принтером Epson XP-605, глянцевой бумагой WWM с 225 г/м² плотности и чернилами WWM E26 используется соответствующий этому набору профиль, то значит при печати все будет превосходно. Но стоит в принтер вставить глянцевую бумагу фирмы Epson и не поменять соответствующие настройки, то цветопередача изображения наверняка значительно ухудшится.

Откуда берется цветовой профиль

Сам по себе цветовой профиль — это всего лишь файл для драйвера принтера, идущий, как правило, с расширением *.icc, и содержащий в себе информацию о том, как необходимо подкорректировать цветопередачу изображения при его печати.

Серьезные производители чернил, как правило, публикуют на своем ресурсе все цветовые профиля под выпускаемую ими продукцию, а также под бумагу различных производителей. При этом некоторые из них могут Вам предложить совершенно бесплатно построить индивидуальный цветовой профиль, а если это необходимо,
то даже к определенным типам бумаги.

Чтобы его получить, Вам всего лишь нужно напечатать специальные изображения на бумаге (что называется, плашки), указать тип используемых чернил, бумаги, а также модель самого принтера. Далее, отправив все эти образцы фирме-производителю чернил,
Вы, совсем скоро, получите от них по почте файл с уже готовым цветовым профилем.

Установка и настройка профиля

Получив готовый файл, скопируйте его в свой компьютер по адресу:

Надо отметить, что управление цветами поддерживается не всеми программами, а только некоторыми, такими, например, как Adobe Photoshop, InDesign, ACDSee или другими.

Предлагаем рассмотреть использование и настройку цветокоррекции с помощью печати из программы Photoshop:

  • В диалоговом окошке печати необходимо выбрать «Фотошоп управляет цветами»
    (Photoshop Manages Colors).
  • Подобрать нужный Вам профиль (Profile скорее всего тот, что был загружен Вами ранее).
  • Выставить метод рендеринга «Перцепционный» и проставить отметку на
    «Компенсация точки черного» (Black Point Compensation).
  • После этого нажать кнопочку «Печать»(Print) и перейти к подбору модели принтера.

При нажатии кнопки «Настройка» Вы перейдете к свойствам принтера. Подбираете подходящий тип бумаги — матовая или глянцевая (Как выбрать фотобумагу для принтера).

Дальнейшие действия по настройке у разных производителей несколько различаются.

У моделей принтеров Epson необходимо выбрать:

Для моделей принтеров Canon нужно выбрать:

Установив «Другое» в подпункте «Качество печати» вы жмете «Задать». Выставляете следующие настройки:

Для Canon такие:

В подпункте «Цвет/интенсивность» проставляете «Вручную», затем жмете кнопочку «ОК». Перейдя на вкладку «Согласование» выбираете «Нет»:

Дальше печатаете свои картинки и просто наслаждаетесь сочными и яркими цветами, максимально совпадающими с Вашим исходным файлом!
В дальнейшем, Вы уже самостоятельно, без чьей-либо помощи, легко сможете настроить или поменять цветовой профиль в настройках программы при распечатывании своих изображений!

Искажения цветопередачи сублимационных чернил и построение цветового профиля

Под цветопередачей здесь и далее будем понимать способность системы «сублимационный принтер – чернила – носитель» точно воспроизводить тона и полутона оригинала.

Для каждой конкретной системы «принтер – чернила – носитель» выстраивается индивидуальный цветовой профиль (ICC-профиль) – файл, описывающий, как данная система работает с колером.

Построение цветовых профилей для струйных принтеров не вызывает у их владельцев особых проблем. Такой профиль выстраивается при приобретении принтера и используется до тех пор, пока владелец не решит сменить тип чернил или бумаги.

С сублимационными принтерами дело обстоит иначе. Построение ICC-профиль здесь становится повседневной заботой пользователя. Причина кроется в том, что любой сублимационный принтер предназначен для запечатывания широкого круга керамических, текстильных, деревянных, металлических, пластиковых и резиновых носителей. Каждый такой носитель имеет уникальный оттенок, фактуру, плотность, пористость, впитываемость, и для каждого из них следует настраивать новый цветовой профиль или корректировать существующий. Большинство пользователей либо не осведомлены о необходимости создания ICC-профилей для каждого запечатываемого носителя, либо ленятся это делать, поэтому порой при печати они получают искажённую цветопередачу, а порой – совершенно непредсказуемые результаты.

Изображение на мониторе Сублимационный отпечаток
Изображение на мониторе Сублимационный отпечаток
Изображение на мониторе Сублимационный отпечаток

Пример искажения цветопередачи при сублимационной печати

Из рисунка видно, что игнорирование настроек ICC-профиля приводит к существенному искажению цветопередачи.

На следующем рисунке представлено сравнение систем, участвующих в построении цветовых профилей для струйной и сублимационной печати.

Системы, участвующие в построении цветовых профилей для струйной и сублимационной печати

Настройка ICC-профиля осложняется тем, что в сублимационной печати используется два носителя: промежуточный и окончательный. Поэтому вероятность искажения цветопередачи здесь увеличивается в разы по сравнению со струйной печатью, где промежуточные носители не используются.

Если проблема искажения цветопередачи для вас актуальна, то:

1) убедитесь, что ваш принтер предназначен для работы с сублимационными красителями;

2) удостоверьтесь, что используемые чернила максимально подходят для вашего печатающего устройства;

3) приступите к построению цветового профиля.

Для выстраивания ICC-профиля можно использовать различные утилиты. Ниже в качестве примера мы возьмём плагин Color Darkroom для Photoshop.

Открываем цветовой профиль сублимационного принтера с расширением «icm». Если профиль имеет расширение «icc», то плагин Color Darkroom не распознает его. Необходимо создать копию профиля с расширением «icm», и именно с ней продолжить работу.

Выбор цветового профиля для сублимационного принтера

С помощью редактируемого цветового профиля распечатываем текстовую страницу, которую переносим на запечатываемый носитель (кружку, футболку). Полученный результат сравниваем с изображением на мониторе.

Изображение на мониторе Изображение на носителе

Изображение на экране монитора и на носителе

Из рисунка видно, что серые тона при распечатке приобрели фиолетовый оттенок. Приступаем к выравниванию ICC-профиля.

Коррекция цветового профиля для сублимационных чернил – занятие сложное и кропотливое. Для получения удовлетворительного результата придётся напечатать ни один, а несколько пробников.

Распечатав тестовую страницу, снова запускаем плагин Color Darkroom и нажимаем на кнопку «Graph», которая выделена на рисунке красной стрелкой.

Окно плагина Color Darkroom и кнопка Graph для коррекции кривых тона

Нажатие кнопки Graph выводит на экран монитора диалоговое окно с кривыми тонов.

Кривые для настройки цветового профиля

Кривые тонов редактируем с помощью кнопок «R», «G», «B», «-» и «+», расположенных в правой нижней части окна. В нашем примере при распечатке тестовой страницы серый колер «уползал» в фиолетовый оттенок, поэтому для получения удовлетворительного цветового профиля убавляем интенсивность синих и пурпурных чернил.

В процессе корректировки наблюдаем за плашкой с названием Difference, расположенной в правой части окна. Заливка плашки должна иметь точно такой же оттенок, который получился при сублимационной печати.

Состояние кривых после исправления ICC-профиля

Чтобы создать удовлетворительный цветовой профиль придётся напечатать от 5 до 10 образцов, поэтому запасаемся терпением. Следим за тем, чтобы кривые были плавными, не имели резких скачков и не были похожими на зубцы. Чтобы компенсировать изменение кривой одного колера, оттягивает кривую другого колера в противоположном направлении.

После редактирования серых тонов приступаем к корректировке остальных тонов и полутонов. Для этого используем инструмент Curves, но теперь – для выявления области изменения. Нажав на кнопку «Пипетка» выбираем редактируемый колер и подправляем его с помощью кривых. Чтобы избежать новых цветовых искажений, на данном этапе построения ICC-профиль редактируем кривую только одного тона.

Весь процесс построения цветового профиля для сублимационных чернил может занять примерно два часа. После этого смело приступаем к печати.

Таким образом, для решения проблемы, связанной с искажением цветопередачи сублимационных чернил, необходимо научиться выстраивать ICC-профили для своего печатающего устройства. Это позволит максимально приблизить тона и полутона отпечатка к оригиналу, а также сбалансировать работу системы «принтер – чернила – носители».

СублиМастер

Немного помогло. По крайней мере я смог допечатать заказ, который «висел» тогда на мне.

Но было понятно, что всегда так настраивать принтер не получится — настройки слишком грубые и не точные. Тут я и вспомнил про тех форумчан, что попали в такую же ситуацию, что и я. Их проблемы вдруг стали такими родными и близкими.

Одним словом, я стал выискивать нужную информацию, которой, к слову, в интернете оказалось довольно много. Правда советы различных гуру часто были довольно противоречивы. Собрав нужное, переварив и отбросив мусор, мне удалось довольно неплохо отредактировать свой цветовой профиль. И теперь о том, как это сделать, я хочу рассказать вам, мои читатели.

Постараюсь объяснять свои действия простым понятным языком, дополняя свой рассказ изображениями. Думаю, разобраться с профилем сможет даже новичок.

Для начала, совсем чуть-чуть теории. Что такое цветовой профиль принтера?

Говоря простым языком, цветовой профиль — это набор команд для принтера, записанных в виде файла. Благодаря алгоритму, записанному в этом файле, принтер знает сколько, каких чернил и в каком месте печатного листа ему вылить во время работы.

Вы наверняка видели в окне настроек печати различные режимы — Глянцевая бумага, Матовая, Суперглянцевая и т. д. Под каждой такой настройкой скрывается отдельный цветовой профиль с набором команд, подходящим для выбранного типа бумаги.

До тех пор, пока вы используете оригинальные картриджи и фотобумагу, рекомендованную фирмой-производителем, проблем с печатью у вас не возникнет. Фотографии будут великолепного качества. Вот только стоимость этих фотографий вас немного напряжет. Увы, оригинальные расходники очень дороги.

Поэтому приходится искать альтернативу на стороне — устанавливать СНПЧ или ПЗК и заливать в них чернила сторонних производителей. В результате себестоимость печати составляет копейки, но в ответ могут возникнуть проблемы с цветопередачей. Ведь производитель затачивает профили под свои чернила и бумагу. До ваших проблем, связанных с чужими чернилами, ему дела нет.

К счастью, проблема легко решается простым профилированием принтера. И хотя многие считают, что это очень сложная процедура, которая по силам только специалистам, я постараюсь доказать вам обратное. В домашних условиях это по силам каждому.

Стоит оговориться, что для профессионального профилирования, в котором используется дорогой прибор спектрофотометр, данный способ не годится. Для профессиональной настройки профиля с идеальной цветопередачей вам стоит обратиться к специалистам. Найти их в интернете очень просто, набрав в Яндексе соответствующий запрос.

Если же ваши руки растут из нужного места и вас устроит коррекция цвета, что называется, на бытовом уровне, то эта статья для вас. Читайте дальше и повторяйте за мной.

Цветовой профиль строится под конкретный принтер, чернила и бумагу. Помните об этом и всегда используйте одни и те-же расходники и настройки.

Для печати фотографий и картинок будем использовать связку:

Принтер – Чернила – Бумага

Здесь коррекцию нужно вести, ориентируясь на конечный бумажный отпечаток.

Для сублимационной печати в нашу связку добавляется четвертое звено:

Принтер – Чернила — Бумага – Сублимационная заготовка (ткань, кружка и прочее)

В этом случае корректировать профиль будем опираясь на отпечаток именно на этой заготовке, а на бумажный отпечаток внимание обращать НЕ БУДЕМ. Надеюсь, это понятно?

Цветовая карта появилась в окне программы.

Стоит сказать, что плагин Color DarkRoom работает с профилями, имеющих расширение *icm. Если же у вашего профиля расширение *icc, не страшно – вам просто надо расширение файла изменить на нужное.

В первую очередь нужно узнать, какой профиль в данный момент использует ваш принтер. Заходим в меню Пуск–Устройства и принтеры. На нужном нам принтере кликаем правой кнопкой мыши и выбираем пункт Свойства принтера:

Теперь переходим на вкладку «Управление цветом» и жмем кнопку с тем же названием:

Далее в окошке выбираем наш принтер и видим внизу имя нашего профиля. Запоминаем его:

Если в этом списке несколько профилей, то запоминаем название того, рядом с которым в скобках написано (по умолчанию).

Нам нужно распечатать цветовую карту с изначальным профилем, чтобы знать, какие цвета будем регулировать. Печатать можно абсолютно из любого редактора, например из Фотошоп, пройдя Файл–Печатать:

Установите нужные настройки:

1- выберете в окне ваш принтер;

2- установите положение печатного листа;

3- снимите галочку «по центру» и, с помощью мыши разместите изображение, как вам нужно;

4- уменьшите масштаб, чтобы не тратить попусту бумагу и чернила;

5- не забудьте установить «цветом управляет принтер», ведь печатать мы будем через профиль принтера.

Для профилирования сублимационного принтера, как в моем случае, нужно еще перевести изображения на футболку, кружку или любую другую, нужную вам заготовку.

От прошлых опытов у меня осталась бежевая ткань. Ее я и буду использовать. Делать я это буду только, чтобы показать вам свои шаги. Вам же нужно использовать именно ту заготовку, на которой будете в последствие печатать.

Вот мой отпечаток:

На изображении вокруг отпечатков виден какой-то муар. На самом деле его нет, это проделки сканера. Не обращайте внимания.

Достаточно посмотреть на серую шкалу, чтобы увидеть явный уход цветов в сторону красного. Теперь понятно откуда берутся красные лица на фотографиях. На цветной шкале искажений почти не видно. Тем лучше, значит достаточно будет выравнить градацию серого и наш профиль будет в порядке.

Какие цветовые профили используются в печати?

Для того, чтобы понять, как будет выглядеть напечатанное изображение, воспользуйтесь нашими профилями бумаг для разных машин.

Мы принимаем файлы в цветовом пространстве sRGB. Использование других цветовых пространств (AdobeRGB, ProPhotoRGB, ColorMatchRGB, AppleRGB и прочих), приведет к значительному искажению цвета при печати.

При подготовке изображения к печати конвертировать его в профиль машины не требуется. Использование профилей при обработке изображения возможно лишь в режиме Proof Colors (экранная цветопроба). Важно понимать, что использование профилей для предварительного просмотра возможно только на правильно откалиброванном мониторе (с правильно выстроенными настройками контраста, яркости, цвета).

Продукция Оборудование Бумага Профиль
Минибук, фотография стандарт. CYRA FASTPRINT Fujicolor Crystal Archive Paper FastPrint_Crystal Archive
Фотография премиум CYRA WIDEPRINT Fujicolor Crystal Archive Paper Supreme WidePrint_Supreme
Принтбук полиграфические фотокниги HP INDIGOPRESS 10000 Мелованная 170гр HP INDIGOPRESS 10000
Принтбук Премиум, Принтбук ROYAL CYRA WIDEPRINT Fujicolor Crystal Archive Album Paper WidePrint_Fuji Album
Принтбук ROYAL (Шелк), фотография Шёлк CYRA WIDEPRINT Fujicolor Crystal Archive Paper Digital Type DP II Silk WidePrint_SilkDPII
Принтбук ROYAL (Металлик), фотография Металлик CYRA WIDEPRINT Fujicolor Crystal Archive Paper Digital Pearl WidePrint_Pearl
Широкоформат Chromira ProLab Fujicolor Crystal Archive Paper Chromira_Crystal Archive
Холст HP Latex 370 Canvas HP-Latex-370_Canvas
Пенокартон SwissQprint Nyala Kapa Line Nyala-i_Kapa_Line
Акрил SwissQprint Nyala Acryl Nyala-i_Acryl
Печать по дереву SwissQprint Nyala WoodWhite Nyala-i_WoodWhite

Инструкция по использованию профилей

1. Для того, чтобы оценивать результат будущей печати с помощью профилей, ваш монитор должен быть калиброван и характеризован. Результатом калибровки и характеризации является ICC-профиль, подключённый в качестве профиля монитора в вашей операционной системе.

2.Скачайте требуемый профиль печати (в зависимости от машины и материала).

3. Добавьте этот профиль в список профилей вашей операционной системы.

Windows XP, Vista, win7

Профили располагаются в директории:

Для добавления профиля также можно кликнуть на нём правой кнопкой и в открывшемся меню выбрать «установить профиль».

Mac OS X

Профили располагаются в директории:

Mac OS 9 и ниже

Профиль достаточно поместить в System Folder, тогда он попадёт в ColorSynk автоматически.

4. С помощью режима Proof Colors («экранная цветопроба») в Adobe Photoshop вы можете оценить, как будет выглядеть ваше изображение на будущем отпечатке. Для этого в меню View – Proof Setup – Custom выберите нужный профиль. Убедитесь, что помечены галочками Preview и Use Black Point Compensation. Проследите за тем, чтобы галочка Preserve RGB Numbers не была отмечена. В качестве алгоритма Rendering Intent выберите Perceptual – это оптимальный режим для большинства типов изображения.

Теперь это уже близко к тому, что получится в печати. Однако контраст монитора выше конраста отпечатка. Компенсировать яркость белой точки на мониторе можно с помощью галочки Simulate Paper Color. Режим Simulate Paper Color предусмотрен для одновременного сравнения отпечатка и изображения на мониторе. Мы не рекомендуем использовать этот режим без организации специального просмотрового места и специальной калибровки монитора с его учетом. Обеспечить условия для одновременного сравнения — достаточно сложная и дорогостоящая задача, чаще используемая в полиграфическом производстве и имеющая мало смысла для работы с фотографией. Если вы все же хотите использовать режим Simulate Paper Color, помните, что в первый момент после его включения изменение изображения покажется чрезмерным. Этого не стоит пугаться — адаптация зрения наступает, как правило, в течение нескольких минут.

Вы можете сохранить выбранные установки кнопкой Save, готовый пресет будет доступен в View — Proof Setup. Переключаться между режимом Soft Proofing и обычным отображением можно горячими клавишами CTRL+Y.

В режиме Proof Colors с подключённым профилем выбранного материала будут соответствующим образом отображены те элементы изображения, цвет которых в печати будет воспроизведён некорректно, например, интенсивно-синяя вода в подводной съёмке или пылающий закат. Как правило, внегамутные (выходящие за пределы охвата) цвета становятся более тусклыми. Это связано с тем, что при воспроизведении изображения на устройстве с меньшим охватом системы управления цветом подбирают альтернативные, но всё-таки отличные от исходных цвета. Если передача таких цветов окажется критичной, можно подкорректировать их доступными средствами Adobe Photoshop, например Curves, Hue/Saturation, Selective Color и т.д. Будьте умерены в коррекциях, не пытайтесь в режиме Proof Colors добиться исходного отображения файла — это невозможно. Использование режима Proof Colors рекомендовано компанией Adobe опционально, т.е. в большей степени информативно. Вносить коррекции при просмотре в режиме экранной цветопробы рекомендуется только в случае крайней необходимости. Для большинства ситуаций этого делать не требуется. Особенно не стоит дополнительно повышать в этом режиме насыщенность – помните, все изображения будут автоматически отконвертированы в цветовой охват печати. Таким образом возможности цветопередачи при печати используются максимально, в том числе по насыщенности цвета.

Ссылка на основную публикацию